Министерство культуры Забайкальского края

Купить билет

Драматический театр Забайкальского края
 
 

Фестиваль "Артмиграция 2020"

Елена Сафронова, председатель Забайкальского регионального отделения СТД РФ: Меня часто спрашивают о деятельности Союза театральных деятелей, дескать, в чем основная суть нашей работы, какова миссия? На официальном сайте СТД РФ, на главной его странице эпиграфом стоят слова нашего руководителя народного артиста РФ Александра Калягина: «Две главные идеи нашего объединения – помогать нуждающимся коллегам и способствовать развитию театрального дела в России». Нужны ли какие-то пояснения, когда все предельно просто. О поддержке театралов Союзом можно говорить очень долго и подробно, но сегодня у нас другая тема. Одно из направлений развития театра – это проведение фестивалей, обучающих семинаров, мастер- классов и др.

Недавним участником VIII фестиваля «Артмиграция» стала руководитель литературно-драматургической части Забайкальского драматического театра и член регионального Отделения Ксения Раздобреева, которая ответит на несколько вопросов, расскажет, как все было. Ксения – очень интересный человек и собеседник, она фанат театрального искусства и ее статьи можно увидеть на ведущих театральных сайтах, в передовых печатных изданиях. А еще Ксения патриот Забайкальского края. Имея редкий и уникальный для Читы диплом с отличием Российского университета театрального искусства – ГИТИСа по специальности «Театроведение», она не мечтает о покорении театрального Олимпа столицы, а самоотверженно служит забайкальскому искусству. Именно с ней и пройдет сегодня наша беседа.

 

- Ксения, как сложно было попасть на фестиваль, стать участником лаборатории для молодых критиков?

- Я увидела объявление о приёме заявок на фестиваль на сайте СТД РФ и решила попробовать свои силы. Нужно было заполнить анкету, где кроме основной информации просили написать о себе и ожиданиях от участия в лаборатории, а главное – прикрепить свои тексты о театре. Когда организаторы объявляли победителей конкурса, они отметили, что выбрали 8 человек из почти 100 заявок. Фестиваль брал на себя расходы на проезд и проживание, остальное за счет участников.

 

- Я знаю, что это не первый твой опыт участия в творческих мероприятиях СТД, расскажи, пожалуйста, в каких проектах СТД приходилось участвовать ранее?

- Я участвую в проектах разных организаторов, просто так получается. Что касается СТД, то в 2009 году принимала участие в форуме «Театр – время перемен», который проходил в Новосибирске. Пожалуй, этот момент стал решающим в выборе моей второй специальности – театроведения, а в конечном итоге и в выборе работы в театре. В 2018 году получила Стипендию Правительства Российской Федерации для молодых деятелей культуры и искусства, работающих в регионах России. И вот теперь – фестиваль «Артмиграция». На фестивале показывали работы мигрирующих режиссеров – тех, кто учился в столичных вузах и поставил спектакль в регионах. А я оказалась «мигрирующим театроведом».

 

- Сейчас для нас всех очень актуально, как театры адаптируют свою деятельность в условиях пандемии, как проходили открытие и закрытие Фестиваля?

- Напряженная ситуация с коронавирусом лишила два этих мероприятия привычной массовости и размаха)) Конечно, все участники фестиваля, прежде чем приехать, сдавали тест на вирус. Но торжественная часть в этом году была лаконичной, ограничились приветственными и итоговыми словами, показом спектаклей и традиционным обсуждением увиденного со зрителями.

 

- Программа фестиваля была очень насыщенной, сколько спектаклей удалось посмотреть за это время, какие запомнились особо?

- Я посмотрела 12 спектаклей и поучаствовала в одном аудиотуре. Самый запоминающийся, наверно, «Бал.Бесы» Казанского государственного театра юного зрителя, который режиссер Туфан Имамутдинов поставил на основе романа Фёдора Достоевского. Огромное произведение сконцентрировано в восьми монологах героев, которые произносятся параллельно действию. А действие в большинстве своем происходит на большой квадратной платформе из дерева, которая балансирует на единственной центральной точке опоры и очень подвижна – артисты подходят к одному ее краю, она опускается за ними. Можно раскрутить одним движением руки. Такой очень хрупкий баланс огромной площадки. Атмосферный завораживающий спектакль, который больше про ощущение неустойчивости мира и человека, чем про размышления и анализ.

Чудесно прошел показ проекта «Лаборатория 40+», участниками которого третий год подряд становятся опытные актеры региональных театров, со стажем 15-20 лет. Вместе с молодым режиссером они создают спектакль, основанный на диалоге с коллегами, обмене опытом и волнующих вопросах. В этот раз итогом лаборатории стал спектакль «UP»  в жанре STAND UP. На мой взгляд, актерская харизма очень обогащает этот жанр. Отличное решение для театральных капустников, хотя и требует большой смелости от исполнителей: поднимать личные темы и смеяться над собой нужно уметь – текст хоть и отредактированный по форме, но собственный по смыслам.

 

- Наверняка театралы удивляли своих зрителей какими-то необычными постановками, были ли представлены спектакли новых форм? Какие?

- Спектакли, не вписывающиеся в традиционное преставление о показе – да. Вот как раз о них и нельзя сказать «посмотрела». Например, «Алло» - это разговор по WatsApp с актрисой, где часть действия идет по сценарию, а часть – чистая импровизация. И так как сам зритель становится, в том числе, и актером, он может влиять на соотношение этих частей. Нестандартный спектакль «И Кто, Если (не) Я» (аббревиатура читается как ИКЕЯ) – в назначенный час созваниваешься по скайпу с актером и еще одним участником, первое и единственное задание – вдвоем подобрать на сайте мебельного магазина ИКЕЯ спальню (или гостиную). Такой поиск компромисса на фоне разговоров за жизнь. Но если повезет, в ходе спектакля узнаешь очень много интересного не только о собеседнике, но и о себе – такого, о чем никогда не задумывался. Мне повезло.

Кроме того, на фестивале представили проект «Мобильный художественный театр», запущенный только год назад. Чтобы сходить на спектакль, нужно всего лишь скачать приложение, загрузить аудиодорожку и оказаться в определенном месте Москвы (два спектакля из репертуара проекта созданы для домашнего прохождения). Идешь по маршруту, слышишь голоса героев и максимально ощущаешь весь мир театром. Любопытный формат, который, надеюсь, удастся реализовать и в Чите.

Все эти спектакли – апогей субъективизма, лишение похода в театр энергии толпы и реакции масс. Есть только ты и спектакль, причем уверенность в неповторимости переживаний 100%.

- Удалось ли увидеть то, что, несомненно, можно реализовать на территории Забайкалья?

- Фестиваль – это всегда возможность познакомиться с коллегами, построить новые творческие связи, придумать совместные проекты, познакомиться с опытом других участников. Очень хорошо, что вместе собираются разные театральные специалисты из регионов. Кроме того, можно сравнить театральную жизнь в своем регионе не только со столицей, с которой порой слишком разные возможности, но с другими регионами, где и проблемы, и возможности во многом схожи. Есть проекты, которые можно реализовать в Чите, и я надеюсь, что это удастся сделать.

 

- О VIII фестивале было очень много информации в СМИ, одна из версий, что нынешний фестиваль носил этнический характер? Так ли это?

- Я бы не сказала, что весь фестиваль получился этническим. Но два больших спектакля основной программы, безусловно, базируются на этой теме - «Йыван Кырла. Путевка в жизнь» Марийского национального театра драмы им.М.Шкетана и «Беруши/ Бер, Ике, Өс» Салаватского государственного башкирского драматического театра. Спектакли по настрою совершенно разные – но и поэтика национального героя первого, и маргинальность персонажей второго поднимают вопросы идентичности. На мой взгляд, именно тема идентичности стала так или иначе основной для всех спектаклей фестивальной программы. Причем поиск себя в этом мире, как, например, в спектакле «Семью восемь», сочетается с попытками охватить меланхолию целого поколения молодых в «Спичках», соотнестись со временем наших бабушек и дедушек в «Фотографии, на которой меня нет», подняться до метафизических смыслов в очень бытово узнаваемой «Горке» или заставить чеховских героев размышлять «О любви» в обстановке сауны и беговых дорожек с пакетами из супермаркета в руках. В конечном итоге, и «Бал.Бесы» использует роман Достоевского как повод поговорить о самоопределении в самом глобальном смысле.

 

- Мы всем сообществом с интересом наблюдали за культурной программой фестиваля. Ксения, расскажи о самой яркой экскурсии за кулисы театра.

- Во время фестиваля мы побывали за кулисами трех театров – «Современник», МХТ им.А.П.Чехова и театра им.Евгения Вахтангова. Все три экскурсии были разные по форме, но везде мы смогли увидеть оснащение сценических площадок, побывать в театральных музеях, пообщаться с руководителями. Так, МХТ.им.Чехова сделал акцент на историю – гримерные Константина Станиславского, Владимира Немировича-Данченко, Олега Ефремова, музейная экспозиция. «Современник» показал итоги реконструкции, завершившейся в 2018 году – сенсорный экран в фойе, два яруса планшета сцены, поворотный круг с кольцом. Но самая яркая и продолжительная экскурсия была по театру им.Евгения Вахтангова. Провели ее директор театра Кирилл Крок и его заместитель Антон Прохоров – за три часа артмигранты увидели все шесть сценических площадок театра, поднялись на колосники – там новые штанкеты, световое оборудование и логотип театра на каждой информационной табличке. Самый красивый вид на сцену и зал открывается с колосников! Побывали в цехах, видели аппарат для автоматической глажки рубашек, сушильные шкафы для костюмов, заглянули на склад, где в раздвижных шкафах (по принципу архивных и музейных хранилищ) висят тысячи костюмов, самые старые из них сшиты еще в 1940-х годах и до сих пор не потеряли шансов вернуться на сцену! И еще одно уникальное явление в театре Вахтангова, которое нам посчастливилось увидеть. Театр подготовил 7-минутное свето-техническое шоу, чтобы наглядно показать все возможности своей сцены. Выглядит впечатляюще!

- Конечно, участники едут на фестиваль в первую очередь за знаниями, за обучением. Какие мастер- классы показались более интересными?

- Во время фестиваля проходил трехдневный интенсив по сценической речи, который вела Нина Амелина, педагог театрального института им.Б.Щукина. Очень насыщенные и полезные занятия, упражнения можно периодически повторять дома – прокачивать свои навыки, чувствовать собственное тело и контролировать его.

- А как проходило обучение именно по линии молодых критиков?

- Каждый день после фестивального спектакля участники лаборатории для молодых театральных критиков делали профессиональный разбор увиденного. Конечно, мы учитывали то, что на обсуждении присутствуют и обычные зрители. Кроме того, была отдельная встреча с Павлом Рудневым – говорили о театральных тенденциях и пытались найти ответ на вечный вопрос – как писать о плохих спектаклях)))

- Что удалось получить от участия, с коллегами из каких городов удалось наладить контакты и связи?

- Астрахань, Хабаровск, Санкт-Петербург… На самом деле, очень много городов было представлено на фестивале и никогда не знаешь наперёд, какие знакомства и в каком проекте выстрелят в первую очередь. На фестивале состоялось несколько дискуссий о современных театральных процессах.

Такой формат – это еще и момент включения в общую театральную жизнь, глоток воздуха и мотивация для дальнейшей работы. Участие в подобного рода мероприятиях даёт энергию, силы, будит фантазию.

Восьмой фестиваль"Артмиграция", как восьмое и волшебное чудо света! Ксюша, спасибо тебе огромное за интересное и подробное интервью, за интерес к театральному делу. Желаем, чтобы полученные знания и эмоции проросли интересными проектами и идеями, удачи во всех начинаниях!

Председатель забайкальского
регионального отделения СТД РФ
Елена Сафронова

Добавить комментарий