Министерство культуры Забайкальского края

 

 
Драматический театр Забайкальского края
 
 

Мастера искусств: Открытие 81-го театрального сезона

Как говорится, свершилось… Забайкальский драматический театр 30 января открыл свой 81-й театральный сезон. По причине сложной эпидемиологической обстановки и распространения коронавирусной инфекции этот праздник трижды переносился. Как и предыдущий юбилейный 80-й, сезон 2020-2021 годов прошёл не в родных стенах, а на сцене Дома офицеров. Все мы знаем, что здание краевого театра драмы находится в стадии реконструкции.

Субботний вечер. В зале с учётом социальной дистанции рассаживаются люди. И маски не только на лицах актёров в нужный момент театрального представления, но и на лицах зрителей в течение всего действа. Таковы правила игры… точнее жизни. За кулисами последние приготовления . За пять минут до начала события - несколько вопросов заслуженному деятелю искусств Забайкальского края, режиссёру предстоящего театрального капустника Алексею Тебенькову.

- Я думаю, вы войдёте в историю Забайкальского драматического театра в связи с тем, что открываетесь после Нового года… Что вас держит, не даёт расслабиться, сохранять форму без дома, своих гримёрок?

- При всей трудности ситуации остаётся надежда. Надежда, что мы когда-то откроемся - сегодня это свершается... Надежда на то, что когда-то переедем в свой дом. Это тоже всё решается. Кроме надежды ничего, потому что ситуация для творческого человека вообще сложная - не выходить на сцену, не вступать в диалог со зрителем. Ничего, справляешься, держишь себя в тонусе, занимаешься творчеством в другой стезе, находишь себя… А иначе никак. И слава богу, спасибо нашему коллективу - всем цехам, всем артистам за то, что любые сложные ситуации возникают - достойно все с этим справляются.

- Хотелось бы узнать, что приготовили для зрителей. Интересное название - "Когда деревья были большими"... Это не ностальгия по юности, детству?

- Именно ностальгия. Именно ностальгия по дому нас повернула, чтобы окунуться в Советский Союз и на программах телевидения, которые мы знали наизусть, построить наш концерт. Мне кажется, это будет интересно и приятно тому поколению, которое застало Советский Союз, а для молодёжи это будет нечто новое.

- Мы безмерно рады, что Алексей Владимирович Тебеньков вернулся в родной театр… Ты знал, что это когда-то произойдёт?

- Я знал, что всё-равно вернусь. Это было временно, такова была ситуация.

- Как актёр понятно, а в качестве режиссёра есть какие-то планы?

- Планы есть. Я надеюсь, что они вполне осуществимы.

- Сейчас мандраж - давно ведь не выходили на сцену - волнение, радость? Что?

- Мандраж в любом случае присутствует, но когда четвёртый раз пытаешься подойти к открытию, такое двоякое непонятное чувство. Зритель сядет на свои места, откроется занавес - тогда всё встанет на свои места, так и должно быть. Потом после концерта мы будем обмениваться, кто как себя чувствовал, увидев людей в зале. Думаю, у всех это волнение присутствует, но это волнение очень хорошее и по очень хорошему поводу.

На сцене директор Забайкальского театра драмы, заслуженный работник культуры России Юрий Пояркин и министр культуры Забайкальского края Ирина Левкович. Звучат слова поздравлений с событием, которого все с нетерпением ждали.

Ирина Левкович, министр культуры Забайкальского края: "Хочу надеяться, что этот театральный сезон станет запоминающимся, ярким и принесёт нам незабываемые впечатления, затронет какие-то струнки нашей души. Хочу поздравить от всей души всех, кто много лет отдаёт театральному делу, всех, кто в зале, любителей театра. И пожелать вашему творческому коллективу новых зрителей. С праздником всех!"

Перед началом представления министр вручила почётные грамоты Министерства культуры Забайкальского края четырём артистам театра, отметившим в минувшем году юбилейные даты. Это заслуженные артистки России Любовь Гамова и Екатерина Рябова, заслуженный деятель искусств Забайкальского края Елена Сафронова и артист Олег Силин.

А затем сцена превратилась в телевизионный павильон. Оператор выкатил из-за кулис громоздкую телекамеру советских времён. Зажглись софиты. Гримёрша навязчиво пыталась припудрить лица ведущих, чтобы не блестели, а помреж, передвигаясь ползком, дабы не попасть в кадр, доставляла автору программы то забытый текст, то нужный пиджак… Главное же, атмосферу телевизионного действа создавали заставки телепередач прошлого века, которые хорошо знакомы всем, кто жил в Советском Союзе.

На заднике меняются чёрно-белые кинозаставки известных телепередач советского телевидения. Их любили, их ждали, их авторам писали письма… Представление телепередачи из прошлого подкреплялось музыкальным, танцевальным, юмористическим номером в исполнении артистов.

Юрий Пояркин, директор Забайкальского театра драмы, заслуженный работник культуры России: "Впервые в жизни театральный сезон начинается 30 января. Что делать… Жизнь диктует свои условия, мы подстраиваемся под эти условия. В новом сезоне нас ждут встречи со зрителями и много творческих планов.
- Сейчас как состояние у вас, у актёров? Не перегорели?
- Не думаю, что перегорели. Наоборот в ожидании, в предвкушении хорошего зрительского отношения к артистам.
- Что ждёт в течение театрального сезона?
- Мы, когда были на карантине, не сидели сложа руки, создавали спектакли. Их уже несколько названий. Капустник создавался к 27 марта, к Дню театра. Сегодня мы его покажем. Следующая премьера будет Жени Нимаева. Он поставил к 75-летию победы спектакль "Рядовые". Следующая примьера будет 13 февраля. Это будет бенефис заслуженного артиста России Алексея Зайнчковского, где он в главной роли - "Шум за сценой". Затем "Преступление и наказание" - к 200-летию Достоевского создавался спектакль. Сказка у нас есть для детей новая - "Приключения Бобика или улыбка хвостом". Сейчас мы готовимся - новая работа "Проделки Ханумы". Этот спектакль мы готовим к юбилею нашей артистки Светланы Алфёровой. Не будем забывать о нашем репертуаре, о наших гастролях по краю и регионам России.
- Вы открываетесь без потерь?
- Слава богу в нашем коллективе всё нормально. Были у нас случаи болезни коронавирусной инфекцией, но они прошли благополучно. Сейчас все в строю.
- Чего ждёт коллектив?
- Встреч со зрителем - это самое главное, ждёт встречи в обновлённом здании театра - это тоже главное, чем живёт коллектив, дышит, ждёт, чтобы поскорее въехать в своё здание".

Зрители вспомнили в этот вечер многие ретро-программы и любимых ведущих - "Музыкальный киоск" с Элеонорой Беляевой, "Кинопанораму" с Эльдаром Рязановым, "В мире животных" с Николаем Дроздовым, "От всей души" с Валентиной Леонтьевой, "Вокруг смеха" с Александром Ивановым…
Создатели театрального капустника отличились и фантазией, и юмором, и актуальными сатирическими сценками, и авторскими песнями, переложениями произведений классиков.

В театральном представлении в день открытия сезона была занята почти вся труппа. Пели куплеты, с юмором рассказывали о несуразицах театральной жизни, смеялись над актёрскими штампами.

Забайкальское отделение Союза театральных деятелей России в лице актрис театра Татьяны Литвинцевой и Елены Сафроновой преподнесло коллегам нужные и вкусные подарки - от чайника до огурцов домашнего соленья и пирожков собственного приготовления. Через три дня после открытия сезона Забайкальский театр драмы показал первую премьеру. Это драматическая баллада "Рядовые" по пьесе белорусского драматурга Алексея Дударева, за которую автор получил в 1985 году Государственную премию. Как рассказывал в одном из интервью Алексей Ануфриевич Дударев: "Писал на основе рассказов отца, других фронтовиков, тех, кто был в плену, в партизанах, а также матери, бабушки и сестёр, живших под оккупацией, испытавших долю беженцев. Также я базировался на лучшей литературе о войне - на произведениях Василя Быкова, Алеся Адамовича, Янки Брыля. <…> Впитывал, пропускал через себя. А главное, я основывался на рассказах ветеранов, не на парадных их выступлениях, а на тех, которыми делились в своём кругу. Как воевали, как погибали и выживали, как голодали, попав в окружение, как выходили из него…" Наверное, поэтому в военных пьесах Дударева есть та самая правда, которая поражает фронтовиков. Невозможно было изменить этой правде и на сцене. Поставил спектакль заслуженный деятель искусств Забайкальского края Евгений Нимаев.

Евгений Нимаев, заслуженный деятель искусств Забайкальского края:"Режиссёр взял эту вещь, проверенную временем, проверенную театрами. Почему захотелось взять эту вещь? Может потому, что это Дударев и сам играешь на сцене в его пьесе.
- Долго искал. Он шёл у нас уже в 85 году - к 40-летию как раз написал Алексей Ануфриевич это произведение, но подобного я не нашёл - пьеса о самой войне. Тут у нас и Холокост, и молодые на войне, и любовь на войне, все аспекты показаны тут.
- И люди совершенно разных взглядов…
- Да. Кто не ожесточился, кто, наоборот, ожесточился и будет ещё долго воевать после окончания войны. Как раз самое жерловое, причём, конец войны и смерти, самое главное, такие нелепые… От этого драма. Подобного я не нашёл - либо много любви, либо это около войны, либо какое-то одно направление. Тут у нас весь спектр войны показан. Вообще, он большой спектакль, часа три он, наверное, идёт. Но тут пришлось подмарать - полтора часа он у нас идёт. Там 13 действующих персонажей, сократил до семи. Почему? Хочется, чтобы этот спектакль по краю поездил и он уже поездил, отзывы имеет. Мобильный спектакль. Преследовали такую задачу.
- Чувствуется, что у вас создан ансамбль…
- Это всё было вымучено, выстрадано, перелопачено. Знал, чего хочу. Молодые ребята – надо было нутро их задеть. Мало было просто текст проговорить прошедших войну, а показать этот синдром послевоенный. Все персонажи они разные по сути.
- Финал. Это ваш финал?
- Финал? Да. Да простит меня Алексей Ануфриевич, что я и забайкальскую тему тут сделал. Одного из главных героев старшину Дугина сделал местным, забайкальским. Чтобы нашу тему тоже... Что так безбожно сократил. Драматурги и писатели хотят доразвить тему, им кажется, что зритель не допоймёт. Пришлось воду процедить, самые сгустки оставить. Задача была сложная - взять за нутро зрителя в самом начале и донести до самого конца. Это может вопреки всем канонам театрального действа - завязка, кульминация, развязка. Взять и потом отпустить. Я так работаю. И моноспектакли я делаю так, и тут с ансамблем тоже попытался это сделать. По-моему, получилось".

В только в что прозвучавшей сцене были заняты все актёры, исполнившие в спектакле мужские роли - Леонид Лехнер, Дмитрий Шестаков, Алексей Терёхин, Владимир Щеглаков, , Максим Немчинов. Женские образы создали актрисы Татьяна Куклина и Анна Халецкая. Анне ещё пришлось сыграть и немецкого глухонемого подростка. Все исполнители молоды, и тема войны отделена от них временем с человеческую жизнь. Но, наверное, в россиянах на каком-то генетическом уровне и спустя десятилетия жива память о борьбе с фашизмом, переданная отцами, дедами, прадедами.

- У этого спектакля необычная судьба. Сначала премьера на малый зал, потом гастроли и вот уже большая премьера, выход на зрителя.
- Это как раз премьера, потому что у нас была сдача ,и потом мы сразу поехали на гастроли после карантина. Мы отыграли порядка десяти спектаклей в разных районах. Но так получилось, что мы опять ушли на карантин и два месяца мы его не играли. Вспомнили текст, мизансцены… Надо ещё учесть, что было много событий: и спектакли сдавали, и новогодняя кампания была. Поэтому у нас такой спектакль со сложной судьбой.
- Вообще трудно переводить на большую сцену?
- Конечно. И сцены небольшие, и залы небольшие. Надо расширять своё воздействие и со светом тоже.
- Лишняя физика, она всегда накладывает на внутреннее состояние, на тексты. Лишние два шага, их надо как-то оправдать.
- Коснулись гастролей. Как принимали спектакль в районах?
- Великолепно. Вообще театр в эти места заезжал очень редко, то, что мы там объявились, уж было событием. И тема была очень щемящая. С детьми люди приходили, мы работали на границе, нас пограничники встречали очень хорошо.
- И самое удивительное, когда метроном звучит в финале, люди вставали. Я сейчас говорю об этом и слёзы…
- Это очень трогательно, аж мурашки по всему телу
- Мы всё дальше и дальше уходим от войны. Каждый создаёт свой образ, и чтобы он был честным и настоящим, как каждый себя готовит?
- Здесь такая штука получается: текст написан с такой болью, написан человеком, который не по слухам, он пережил. Даже читая этот текст, по-другому никак сыграть невозможно. Начинает сердце стучать совсем по-другому. Конечно, сложно вжиться в такие ситуации, они невозможны для нашего времени такие ситуации, когда гибнут дети. Когда ты начинаешь об этом думать, лично у меня всё поднимается.
- Ещё и женщина на войне. Я не представляю, с чем сталкивались женщины будучи там. Я через 40 лет после войны родилась, естественно я знаю об этом только из книг, из рассказов. Леонид правильно говорит, - текст написан правильно. Я когда его произношу, у меня всё внутри переворачивается, понимаю, что это находит отклик несомненный. Пьеса просто великолепная.
- Сейчас тоже очень много пьес, что называется, на грани. Но сегодняшние страдания какие-то чернушные, а здесь пьеса о человеческом духе, преодолении этих страданий. Сейчас у нас почему-то идёт смерть, будущего нет, а у этих людей будущее было, они о нём мечтали, думали даже в таких условиях ужасных.

Всё дальше уходит от нас Великая война с фашизмом. Меняется жизнь. Но и в этой новой жизни нам нужна правда о трагических событиях прошлого. Спектакль "Рядовые" Забайкальского театра драмы об этом.

 

 

СЛУШАТЬ ПЕРЕДАЧУ ПО ССЫЛКЕ

 

Источник: "Радио России-Чита" (8 февраля 2021 года)

Авторы: Елена Князева, Наталья Сергеева, Ольга Пригодина

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика