Министерство культуры Забайкальского края

 

 
Драматический театр Забайкальского края
 
 

"Преступление и наказание", "Волшебник страны Оз" и "Женитьба Бальзаминова": Три главных театральных премьеры весны в Чите

На этой неделе, в субботу, отмечается Всемирный день театра и наша программа сегодня посвящена искусству Мельпомены. Вы побываете на трёх премьерных спектаклях в трёх театрах Читы.

Премьера первая. В Забайкальском театре драмы. Фёдор Достоевский "Преступление и наказание".

Постановку романа, известного нам со школьных лет, осуществил приглашённый режиссёр, заслуженный деятель искусств России Олег Пермяков. Это не последовательный перессказ содержания сценическими средствами. Это ключевые сцены произведения, когда в драматические минуты жизни обнажаются души героев. Одни кровоточат, но полагаясь на Бога, покорны судьбе. Другие циничны и готовы на любую подлость… Главный же персонаж Родион Раскольников, в исполнении артиста Эдуарда Глушкова, проводит убийственный эксперимент, проверяя собственную теорию о вседозволенности для избранных мира сего… Вопрос: "Тварь я дрожащая или право имею?" Нет-нет да зарождается в сознании новых Раскольниковых. О современном звучании романа Достоевского и спустя 200 лет после рождения писателя говорили в день премьеры многие.

- Мне показалось, что время не поменялось, как будто это наше сегодняшнее время. Смотрелось на одном дыхании. Захватывало и сопереживаешь, как-будто по новому всё чувствуешь...

- Я думаю, что это сейчас очень актуально в наше время, потому что показываются настоящие проблемы современного общества.

- Мне понравилось, но если бы я читала произведение, то поняла бы его больше

- Есть желание почитать.

- Конечно.

- Действие спектакля идёт не прерываясь полтора часа. Декорации всех эпизодов на сцене с самого начала и они довольно условны. Заданный с самого начала напряжённый нервный тон постановки сохраняется до конца и все актёры, создавая собственный запоминающийся образ, органично существуют в массовых сценах. Интересные краски найдены режиссёром для характеристики героев Достоевского: в блестящем костюме, всё время потирающие руки, скользкий Лужин (артист Алексей Карташов), сломленная тяжёлой беспросветной жизнью, в серых бесцветных одеждах Катерина Ивановна (артистка Татьяна Литвинцева), не выпускающий из рук бутылку, смеющийся и одновременно плачущий над своей неудавшейся жизнью Мармеладов (артист Леонид Лехнер).

Леонид Лехнер, актёр Забайкальского театра драмы: "Для нас это совершенно необычный взгляд на этот роман. Когда мы узнали, что будем в нём работать, в этом спектакле, конечно, были сомнения, потому что это очень далёкие времена от нас. Но когда мы начали разбираться, и режиссёр нас в свой замысел посвятил, лично я подумал, что это очень современно именно для сегодняшнего дня - метания молодых людей, когда они вступают в жизнь, и этот нигилизм, который присутствует. Дело в том, что молодые ребята пока не верят, что есть помимо того, что есть видимые взаимоотношения друг с другом, есть ещё что-то над этими взаимоотношениями. Кажется, очень легко что-то сделать и оно уйдёт в лету, и забывается. Дело в том, что всё оставляет след, глубокий след, что бы ты не сделал, какой бы поступок не совершил. Мне кажется для любого человека вопрос выбора очень важный. Не переступить эту черту, потому что вернуть будет практически невозможно. И то, что наш коллектив столкнулся с такой работой, мне кажется для нас тоже важно для всех. Я можно сказать, пол спектакля наблюдаю со стороны и смотрю насколько режиссёр, он с нами был не знаком до этого, насколько он точно выбрал всех актёров и насколько все, начиная с молодых актёров, все роли сделаны очень классно. Просто любуюсь своими коллегами. Мне приятно, что и у зрителя спектакль нашёл отклик".

Персонажи, уходящие по ходу спектакля в мир иной, не покидали сцену, а находясь в благостном расположении духа чаёвничали где-то в раю. И убитые старуха-процентщица, её сестра Лизавета, и задавленный лошадью Мармеладов, и Марфа Петровна Свидригайлова… Это постоянное присутствие убиенных рядом с живыми усиливало мысль, что совершённое преступление не забывается и не отпускает преступившего черту. Искусную и грамотную игру ведёт с Раскольниковым следователь Порфирий Петрович в исполнении заслуженного артиста России Алексея Заинчковского.

Алексей Заинчковский, заслуженный артист России, актёр Забайкальского театра драмы: "Классику надо играть. Как для зрителя, так и для актёров. Нет более благодатного материала, чем классика. Опасения были в каком плане… Когда это Островский, весело, смешно, а тут всё-таки Достоевский. Материал тяжёлый, сам по себе роман большой. Мы не знали, как Олег Рэмович всё это сделает и если сделает в два акта спектакль, это будет очень тяжело. А когда начав работать с ним, увидели, что он от нас требует, мы зацепились за это... Это действительно интересно - буквально за полтора часа передать суть романа. Даже если кто не читал, девятый класс, они говорят: "Я приду домой и почитаю". Те, кто читал, увидели по-своему. Опасения были, но они были напрасны - абсолютная тишина в зале, люди слушают и слышат, что самое главное, особенно в наше время... Уходить в зарабатывание денег какими-то пошлыми комедиями, воспитания здесь никакого ни для зрителя, ни для актёров. Поэтому мы рады, что взят такой спектакль, что он так сделан, даже атмосфера за кулисами другая. Её никто не пытается разрушить, наоборот, все как один.

- Очень актуально звучат ваши диалоги с Раскольниковым, как-будто это написано сейчас.

- На то она и классика, что она всегда будет современно звучать. Я ничего не играю, я пытаюсь донести до зрителя это не пустые слова, написанные Достоевским, это сейчас происходит у нас на глазах. Включив телевизор, выходя на улицу мы это видим, везде с этим сталкиваемся, к сожалению… Даже если хотя бы один человек после спектакля задумался, стало быть всё, чем мы занимаемся, не зря. Если больше, тогда это победа".

В день премьеры "Преступления и наказания" в зале Дома офицеров было много молодёжи - школьники, студенты.

- Нам очень понравился спектакль в целом. Очень классные режиссёрские приёмы были видны и нам было интересно.

- Мы, как будущие режиссёры массовых мероприятий, смотрим со своей стороны, рассматриваем различные приёмы и события.

- Он поднимает важные вопросы - за преступлением всегда следует наказание. Это общая мораль каждого человека

- Финал - музыка, которая надвигается на зал, каменные лица актёров в конце - это выход из текста Достоевского в наш мира. Всё осталось, ничего не изменилось.

Забайкальский театр драмы со спектаклем "Преступление и наказание" планирует принять участие в международных театральных фестивалях, посвящённых 200-летию со дня рождения Фёдора Достоевского в Великом Новгороде и Старой Руссе, в Большом Детском фестивале и фестивале "Достоевский. Омск".

 

Авторы: Елена Князева, Ольга Пригодина, Наталья Сергеева

Источник: Радио России-Чита (22 апреля 2021 года)

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика