Министерство культуры Забайкальского края

 

 
Драматический театр Забайкальского края
 
 

Забайкальский драматический показал в Краснокаменске премьеры сезона

С 17 по 20 марта Забайкальский краевой драматический театр им.Н.А.Березина играл спектакли на сцене ДК «Даурия». В гастрольной афише – только премьеры текущего театрального сезона: классика – «Игроки» и «Гроза», патриотический «Завтра была война» и детский спектакль «Морозко». Четыре названия, шесть показов и почти 2000 зрителей!

Несмотря на то, что противоэпидемические меры уже заметно сократились, о допандемийных аншлагах еще говорить рано – надеемся, что в ближайшее время артисты снова смогут видеть полные залы. Но те зрители, которым посчастливилось оказаться на спектаклях в эти дни, с лихвой компенсировали всё своими эмоциями.

«Зрители принимали очень хорошо: вечерние спектакли прошли на «Ура!», кричали «Браво», аплодировали, где-то смеялись, где-то плакали. Дети были в восторге от сказки, всё время смеялись, хлопали, даже дарили цветы на поклонах. Большая благодарность краснокаменцам за тёплый приём!», - поделилась впечатлениями молодая актриса театра Мария Резанова, исполнительница роли Катерины в «Грозе» и Настеньки в «Морозко».

Все спектакли гастрольной афиши участвуют в программе «Пушкинская карта», а это значит, что молодые люди не только в Чите, но и в районах края могут воспользоваться программой для посещения театра. Тем более, что есть выбор.

Полуторачасовой спектакль «Игроки» читинские зрители впервые увидели 30 октября 2021 – музыкальная постановка приглашенного московского режиссера Олега Портнягина быстро стала популярной, и вот теперь ее смогли посмотреть краснокаменцы. Жанр, вслед за первоисточником, определен как «дела давно минувших дней». В основу положена пьеса Николая Гоголя о людях, для которых вся жизнь – игра. Шулер Ихарев, приехав в уездный город, останавливается в трактире. Здесь активно играют в карты. А там, где игра, всегда происходят самые невероятные события – тем более, когда у одного из игроков колода карт имеет собственное имя! Череда самых неожиданных событий, обман, разоблачение и рухнувшие надежды – все это превращается в любопытный детективный сюжет, который добавляет спектаклю занимательности. И рассказан он, по большей части, пластически, с изрядной долей юмора. При этом режиссер избежал традиционной гоголевской мистики, школьных нравоучений и глубокомысленных закапываний в текст. Всё на виду: на каждого жулика найдется другой, более ловкий и хитрый жулик, излишняя самоуверенность опасна, а без темы взяток у чиновников и Гоголь не Гоголь. Но при этом режиссер Олег Портнягин удачно визуализирует колоду карт – ту самую Аделаиду Ивановну. Она не муза и не слуга, но равноправный и порой своенравный бизнес-партнер шулера, такой же сообщник, как и все остальные игроки. Игрок, который ни на минуту не покидает сцену. И при этом – прекрасная женщина. Спектакль получился легким, музыкально-драматическим. Здесь гармонично сосуществуют оригинальный текст классика русской литературы и современные танцы (хореограф – з.а.Заб.края Андрей Никитин). Фоном служат условные декорации – двухметровые буквы «ИГРОКИ», будто начертанные в воздухе железными прутьями и оттого прозрачные (художник – з.д.и.Заб.края Сергей Жарков).  Для тех, кто только изучает творчество Гоголя, интрига продержалась до самого финала, а те, кто хорошо помнят перипетии сюжета, смогли просто прекрасно провести вечер в театре.

Еще один спектакль по произведению классика русской теперь уже драматургии – «Гроза» Александра Островского – появился в репертуаре забайкальского драматического совсем недавно. Премьеру в Чите сыграли 15 марта и через два дня новый спектакль уже смотрели жители Краснокаменска. Режиссер постановки з.д.и.РФ Олег Пермяков приглашен из Барнаула, он же стал автором сценографии, костюмы для спектакля создала Лариса Былкова,  художник-оформитель – з.р.к.РФ Сергей Боровенский. Новая "Гроза" забайкальского драматического – спектакль тягучий, ровный и, несмотря на разностилевые костюмы и микрофон на сцене, очень традиционный. Сделанный размашисто, так, что эпизоды будто и вовсе не стремятся быть собранными в одно общее полотно. Режиссёр так бережно обошёлся с тестом, что, кажется, сохранились не только слова, но и чрезвычайно неспешный темп тех далёких времён. А вот атмосферы ни века девятнадцатого, ни века двадцать первого не возникает. Безвременье здесь так же отчётливо ощущается, как и неуместность любви. Времени нет, любви нет. И жизни нет. Крики есть, а вот пульс прерывистый, слабый, даже в самые страстные моменты – что у героев, что у спектакля. Вдруг сдавшие нервы Тихона, его минутная внезапная истерика в одной из первых сцен, так и остаются одним из самых ярких энергетических всплесков. Оживляют действие несколько песенок под гитару Кудряша, радуют новые костюмы. В мире этой "Грозы" всему и всем тесно, невольно. Кажется, и декорации едва вошли на небольшую сцену – сплошной полукругом поставленный забор, переходящий в обшарпанный фасад с разбитыми стёклами и увядшими цветами. Узкие проёмы чуть шире пышных женских юбок, потому и входить на этот огороженный пятачок, и уходить приходится с изрядной долей проворства. Загородились здесь не только от людей, но и от высших сил – некоторые заборы подвешены. Только вот никакого Бога в спектакле нет – не помогают ни фонограммы церковных песнопений, ни стремление почти каждого героя перекреститься хотя бы раз за время спектакля. Здесь Катерина, молитвенно сложив руки, крепко зажимает в ладонях микрофон и изливает в него свои душевные метания, больше похожие на план побега. Ровно, монотонно: не эмоции правят, а мысли. Да и заборы всё же не сплошные – есть лазейки. Можно бежать из этого мира – вот и бегут: кто, как Варвара, в другие земли, кто, как Тихон, пьёт, кто, как Катерина, в омут, а кто и в сумасшествии прячется – как Дама с двумя лакеями.

Еще одна премьера состоялась в театре накануне гастролей, 12 марта, – драма «Завтра была война» по повести Бориса Васильева. Творческая команда спектакля: московский режиссёр Александр Штендлер, художник Артём Декин, хореограф Андрей Никитин, музыкальное оформление - Марина Терёхина, студенты выпускного курса театрального отделения забайкальского училища культуры, некоторые из которых уже приняты в труппу забайкальского драматического, и опытные артисты театра. Все вместе они рассказывают историю о поколении, чья юность прошла во времена сталинских репрессий и Великой Отечественной войны. Историю, название которой сегодня звучит особенно актуально. Герои спектакля – советские девушки и юноши, от которых жизнь требует взрослых поступков, сложных решений, постановки совсем не детских вопросов. Создатели спектакля вкладывают в него собственное ощущение истории, при этом используют простые, но выразительные средства. Герои драмы еще в первой сцене на миг замирают в стоп-кадре – это та самая фотография 9 «б», выцветшая со временем, расплывшаяся по краям, сохранившая навеки лица ребят и взрослых, большинство из которых не дожили до старости. Столь же лаконичны декорации – белые, тоже словно выцветшие от времени, школьные скамьи и пара столов по бокам сцены: условная комната в доме комиссара Поляковой (угловатые, простые стол и табуреты) и в доме интеллигента, директора авиазавода Люберецкого (круглый стол с венскими стульями). В центре школьная доска и написанный на ней год – 1940-й.  Зина в финале оптимистично сотрет ноль и выведет мелом единицу, уверенная в счастливом будущем. Из реквизита – охапки осенних листьев, которые одновременно и школьные записки, и цветы на могилу. По-студенчески скромно оформленный, спектакль получился живым и энергичным. Молодые артисты берут ещё не мастерством, но искренностью и эмоциональностью. Музыка и драматургия помогают создать нужную атмосферу, так что мало кому из зрителей удается не проронить ни одной слезы.

«Материал очень сложный. Зрители за время спектакля привыкают к героям спектакля и начинают им сочувствовать. В Краснокаменске принимали очень хорошо, почти полный зал! Мы чувствовали отдачу от зрителей, в начале спектакля есть весёлые моменты и люди смеялись, а потом зал затихал и смотрел на одном дыхании. Конечно, многие плакали в финале. Невероятные эмоции! Работать с профессиональными актёрами в одном спектакле безумно круто и интересно. Большое спасибо режиссёру за этот спектакль, работать в нём удовольствие. И это бесценный опыт, который мы сейчас получаем», - рассказала студентка театрального отделения, исполнительница роли Зины Надежда Верхотурова.

 

Автор: Ксения Раздобреева

Источник: газета "Слава труду" (г.Краснокаменск)

Фото – Артём Декин

 

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика