Министерство культуры Забайкальского края

Купить билет

Драматический театр Забайкальского края
 
 

"Вдохновение - это то, на чем держится этот мир: Сергей Юлин - о театре, культуре, главных ролях и планах на будущее

Каждый выпуск передачи "Вдохновение" посвящен людям, которые среди множества жизненных дорог выбрали служение культуре и искусству. В этот раз гость программы – Заслуженный артист России, обладатель медали ордена "За заслуги перед Отечеством", актер Забайкальского краевого драматического театра Сергей Юлин. Почему сегодня выбор пал именно на его кандидатуру? Поводов несколько, и все они значимы. Во-первых, Сергей Юлин весной отметил круглую дату, так что нынешний год для него юбилейный. Во-вторых, на забайкальской сцене он сыграл около 80 ролей и, наконец, в-третьих, это просто интеллигентный, умный и глубокий человек, которому есть что сказать людям. Как правило, начиная разговор с героями нашего проекта, мы спрашиваем: "Что вас вдохновляет на творчество?" Сергей начал со знаменитых ахматовских строк:

"Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…"

Актер нашел нечто общее между поэзией и театром. И действительно, как поэта, так и артиста сподвигнуть на создание нового образа может что угодно: воспоминания о былом, случайные встречи, крепкая дружба, сильная любовь, горести разлуки, разочарования… У каждого своя "кухня", говорит Сергей. Но куда-то же уходит корнями оно, заветное вдохновение?

Сергей Юлин, Заслуженный артист России, актер Забайкальского краевого драматического театра: "Откуда берется вдохновение? Оно, наверное, берется с того момента, когда ты решил стать актером. Если в тебе сидит творческое начало, которое заложено родителями, генами или Господом Богом, поэтому корни вдохновения оттуда. Кто-то становится художником-живописцем, кто-то скульптором, кто-то актером, кто-то композитором, кто-то поэтом. Видимо, вдохновение идет оттуда. Оно идет и постоянно тебя теребит. С возрастом просто приходит какая-то физиологическая усталость, и восприятие мира становится другим, но тут тоже есть свои плюсы. Совершенно другой поиск идет, другие измерения, другой немножко подход. Это тоже, туда же, в копилку вдохновения".

Говорят, все мы родом из детства и юности. Наши симпатии, увлечения и, по сути, начало профессионального пути – оттуда. Мальчик Сережа Юлин любил животных и мечтал стать биологом. Возможно, он бы и выбрал эту дорогу, но однажды, в очередной раз посмотрев популярный фильм "Гусарская баллада", увидел нюансы, которых не замечал ранее, и решил, что будет актером. Кстати, любовь к братьям меньшим никуда не ушла, а даже с годами окрепла, но так и осталась увлечением. Искусство же стало делом всей жизни.

Сергей Юлин, Заслуженный артист России, актер Забайкальского краевого драматического театра: "Юрий Яковлев стал для меня просто кумиром в тот момент, и пошла мысль в этом развитии. Вот как-то меня поменяли. По натуре я всегда был человек скромный. Юрий Яковлев тоже скромный. Рассказывал, что, когда поступал, чуть в обморок не упал. Наталья Белохвостикова, да многие артисты. И вот именно с этого момента у меня все пошло и поехало по-другому, я стал заниматься в драматической студии у Галины Ивановны Сафоновой, в Доме пионеров. И потом какой-то смотр художественной самодеятельности. Мы показали чеховского "Медведя". Мне сказали: "Вам нужно поступать в театральный". Поехал в Москву. Почему в Москву? Потому что решил проверить себя".

Есть такая когорта людей – целеустремленные, готовые идти по намеченному пути до конца. Сергей Юлин – из их числа. Рядом, к примеру, было Иркутское театральное училище. Туда поступить легче и проще, но молодому человеку хотелось большего. Он "провалился" в первый раз, удача отвернулась от него и во время второй попытки. Пришлось вернуться в родную Читу и поступить в педагогический институт. Но мечта-то осталась и влекла за собой все сильнее, сильнее, пока не привела будущего актера в один знаменитый театральный вуз.

Сергей Юлин, Заслуженный артист России, актер Забайкальского краевого драматического театра: "Подход здесь простой. Приезжают в Москву абитуриенты. Поступление не как в любой вуз. В любой вуз ты подаешь документы и сдаешь совершенно спокойно экзамены. А в творческий вуз совершенно не так. Здесь три тура, то есть прослушивание, и ты прибегаешь в первый вуз, какой тебе попался. Прибегаешь, записываешься или просто заполняешь анкету и сдаешь. Выходит студент и вызывает по десяткам. Там сидят педагоги, которые занимаются прослушиванием. Если ты подходишь, справился, тебя пропускают в следующий тур. И так ты бегаешь по Москве. Сегодня ты сходил в "Щуку", завтра в "Щепку", потом во МХАТ, ГИТИС, ВГИК. Вот так же и я бегал и проходил везде практически до второго тура, а вот со второго тура стал слетать. Когда я приехал во второй раз в Москву, дошел до конкурса в "Щепке". Я могу сказать, что о существовании ГИТИСа даже не слышал. Вот как-то ГИТИС у меня совмещался со ВГИКОМ. Я думал, это одно и тоже. И вот когда я приехал в третий раз, я понял, что ВГИК и ГИТИС – это разные вещи. Это театральный вуз, а это киношный. И вот я пошел туда. Попал. Курс набирали Ирина Судакова и Лидия Князева. И вот как раз на первом прослушивании сидела она, Лидия Николаевна. И я ей очень понравился. И она мне сказала: "Если хотите учиться у нас, я вас покажу еще одной женщине". Я пришел на следующий день, там было большое прослушивание. Показался уже не очень, зажато. Состояние уже другое, когда тебя кто-то ведет, ответственность какая-то. Пропустили меня на конкурс. Все, самое сложное. Когда тебя допустили до экзамена, ты подаешь документы. Вот это называется первый экзамен – "мастерство актера", и он всегда идет в творческих вузах первый, а потом история, литература и все прочее. И вот так я подал документы. Я был первый в списке в третьей десятке. Прочитал хорошо, понравился. Я почувствовал, что понравился. Мне было 24 года. В 24 года уже выходят из театрального вуза, а я в 24 только поступил".

Поступил и с огромным желанием стал учиться. Учебный процесс и театральная среда оказались интересными, не такими, как в других вузах. Мечта сбылась: Сергей Юлин получил диплом об окончании легендарного ГИТИСа. Ему уже двадцать восемь лет. По стране вовсю шагает перестройка, а вместе с ней - хаос. Привычная система распределения выпускников сломана. Столичные театры не всех готовы принять. Труппы лихорадит. Некоторые разваливаются на части. По новой в них начинаются кастинги, но "вытянуть счастливый билет" удается не всем. В двадцать с небольшим новоиспеченным актерам отказывают, а Сергею уже скоро стукнет тридцать. Ему приходилось сложнее, чем другим выпускникам.

Сергей Юлин, Заслуженный артист России, актер Забайкальского краевого драматического театра: "Это была уже не та Москва, в которой я учился. Она быстро стала меняться. Крупные города быстро меняются, это в провинции потихонечку все идет. Выпускников театральных вузов перестали смотреть, мы никому стали не нужны. Я работал при Москонцерте. Там организовался театр. Мы с этим театром ездили на дни культуры в Праге, и мы представляли Москву с другими коллективами. Прекрасно съездили, я увидел Прагу. Но дальше все хуже. Я думал, жизнь начинается, а все хуже. Пустые магазины в Москве. В Праге все есть. Мы были в Белоруссии на гастролях – там все есть. В Москву приезжаешь, где было все – пустые магазины. И дальше все хуже и хуже. Я уже тогда был разведен, детей у меня не было. Ни жилья, ни детей, ни семьи. Если бы была Москва та, в которой я учился, конечно бы, все иначе у меня сложилось. А это уже все было другое. И я еще подумал: "У меня же старики здесь, мать с отцом. Вот так умрут, а я тут. Что я здесь делаю?"

Да, сравнивать действительно было с чем. Сергей Юлин покорил Москву культурную, интеллигентную, которая ценила способности и интеллект. Всего за несколько лет столица совершенно изменилась и превратилась в мегаполис с оскалом акулы дикого капитализма. В тот период в Первопрестольной пробивались цепкие бездарности, талантам приходилось туго.

Сергей Юлин, Заслуженный артист России, актер Забайкальского краевого драматического театра: "Хаос был большой. В 92 году стало очень сложно. Я же не москвич. У меня прописка была, но жилья не было. Я вроде и считался москвичом… Есть много москвичей, которые не имеют своего жилья. Я снимал угол, потом начались вот эти проблемы. Проблемы с зарплатами начались. Вы же знаете, сколько негатива перестройка принесла. Люди зарабатывали деньги, как могли. Вот это было тогда".

Вот и сейчас московский театральный мир то и дело сотрясают громкие разбирательства и даже скандалы. Сергей Юлин считает, что корнями эти конфликты уходит в перестроечную эпоху.

Сергей Юлин, Заслуженный артист России, актер Забайкальского краевого драматического театра: "Там, как вы знаете, МХАТ развалился надвое, потому что количество людей до 180 дошло в труппе. А играют из спектакля в спектакль человек 15. Все остальные только зарплату получают. Развалился МХАТ, и мысли-то были хорошие, чтобы артистов было меньше, все были заняты. Каждый театр стал по новой набирать. И началась та же самая ситуация: набирали-набирали, и московские театры переполнены, почему скандалы слышны? Потому что стараются уволить. Ну, что поделать? Действительно…
- Конкуренция высока, актеров много…
Высока. Наше дело творческое – оно же индивидуальное. Режиссер видит этого артиста, а другой не видит. Ему нравится другой. И тут ничего не поделаешь. А командир – режиссер, художественный руководитель. Он определяет творческий путь театра. И тут ничего не сделаешь. Ну, не нравишься ты ему! А кто-то нравится. Поэтому он берет тех, кто нравится. А кто не нравится, сидят и сидят. И без конца эти скандалы – они будут и будут. Но я считаю, что у нас в России нельзя закрывать репертуарный театр.
- А в чем его преимущество?
Скажу проще, допустим, Москва, где большое население и поток выпускаемых артистов, их как-то нужно принять на работу. Москва артистами переполнена. А такой город, как Чита? Здесь нет театрального вуза. Да, наверно, он и не нужен, чтобы каждый год по 15-20 актеров выпускал. У нас здесь всего два театра и потом специфика второго театра – это кукольный театр. Совершенно другая специфика, другое училище должно быть, либо отделение, но каждый год выпускать по 15-20 человек – это накладно. Куда их потом, этих артистов, девать? Поэтому, я считаю, что для городов России, периферийных городов, все-таки нужен стационарный государственный театр, где артисты должны сидеть на зарплате, на окладе.
- На зарплате сидеть хорошо, но ведь хочется играть, на сцену выходить…
А это уже другой вопрос, твое личное. Если тебе не дают ролей, а ты хочешь играть – езжай в другой город, устраивайся. Сейчас интернет есть, собирай портфолио, все, что ты сыграл. Устраивайся, это уже твое личное дело. Государство не может устроить всех артистов".

Артисты, да и представители других профессий, делают выбор в соответствии с комплексом сложившихся обстоятельств. Многие предпочитают всеми правдами и неправдами остаться в Москве, о провинции даже думать не хотят. Сергей Юлин принял диаметрально противоположное решение и не ошибся.

Сергей Юлин, Заслуженный артист России, актер Забайкальского краевого драматического театра: "Я приехал сюда. Меня друг позвал работать в коммерцию – я приехал. Думаю, а что я теряю? А здесь Николай Алексеевич Березин работал. Он – москвич, режиссер, руководил театром. Встречались дружески чисто. А потом он предложил: "Иди работать к нам. У меня мужиков не хватает". И я пришел на маленькую зарплату в театр и с тех пор работаю. И вот так нас свела судьба. Я стал ведущим артистом театра. Я играл почти все главные роли, быстро получил звание Заслуженного, отправили на Народного, но уже не давали. Я получил медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Но артист же хочет звание Народного. Я сейчас все это уже пересмотрел. Я считаю, что эта награда выше, чем звание Народный артист. Потому что эта государственная награда – сопричастность к той стране, в которой ты живешь и которую ты любишь.
- Что было такого в Березине, что он людей притягивал?
Мы с ним стали друзьями, сошлись. Понимаете, когда он приехал, театр практически развалился. Осталось тут несколько человек. Он стал набирать молодых артистов. Большая часть артистов, которые сейчас уже взрослые, ближе к пенсионерам – это его студенты. Практически Николай Алексеевич создал это театр заново. Он создал новых артистов, он их выучил, он им дал роли, он им дал творчески проявиться на сцене. У нас были прекрасные гастроли. Мы практически всю Россию объехали. Мы и в Белоруссии были, и на Украине, в Крым ездили несколько раз и в других городах были. Их уж не перечислить. У нас прекрасная театральная жизнь была. Он много ставил, других режиссеров приглашал. И когда человек умер, для многих это стало большим горем. И многие стали чувствовать себя неуютно. Это со многими артистами происходит, когда уходит худрук. Я не знаю, какая в нем притягательная сила. Он был высокий, красивый, жизнерадостный. Он был по-мужски и строг, и требователен. Я очень рад, что назвали этот театр его именем, потому что он его создал как бы с нуля. До него, конечно, театр был, но он сделал свой театр. Приход любого худрука – это новый театр. Худрук – это творческое начало, творческий путь".

Сергей Юлин тоже недолго был худруком, поставил две пьесы - "Безымянную звезду" и "Шут Балакирев". Ему нравилось работать с актерами, но все же режиссерская деятельность, как он нам признался – не его стезя. Лучше играть самому. Консерватором и противником новшеств Сергея Юлина не назовешь. Актер открыт ко всему новому. И все же ему ближе не современные, а традиционные трактовки классических постановок.

Сергей Юлин, Заслуженный артист России, актер Забайкальского краевого драматического театра: "Бывает, что публика "браво" кричит – слава Богу, что все это закончилось. Это не значит, что вещь им понравилась, это они высидели. Что такое настоящая режиссура, как я ее понимаю и как я это видел. Они ищут в произведении, особенно в классике, как это откликается на сегодняшний день. Почему "Ревизор" гоголевский навсегда останется классикой? Потому что ревизоры будут всегда. Они будут другие, но будут всегда. Смысл будет один: люди не меняются. Настоящая режиссура – вскрыть это произведение и найти что-то новое, глубокое. А что делают некоторые, в кавычках режиссеры? Они берут, надевают в классической пьесе современные костюмы или вообще не понятно что, а текст, который написал классик, остается прежним и остается таким, как написал автор. А внешний вид у них у всех непонятно какой. Это уже не режиссура, это полная беспомощность. Таких произведений очень много. Вот это и есть непонятная режиссура. Для чего она? Ведь даже сейчас смотришь старые спектакли Товстоногова и видишь людей, которые о чем-то горюют, чего-то хотят, смеются, плачут или чего-то добиваются друг от друга. И тогда это тебя, как человека в зале, трогает, и ты становишься их соучастником. А когда ничего нет – вышли, и Онегина читают пушкинским текстом, но тут у меня баян. Это все отвлекает. Я не знаю, может быть, нынешнюю молодежь не отвлекает, они так и думают, что Ольга ходит с баяном и играет частушки. Я абсолютно не буду удивлен, если сейчас спросить у молодых людей, которые не читали и не знают, кто такой Пушкин, они примут это нормально. Просто от незнания ни эпохи, ни автора, вне истории, вне событий, вне контекста. Почему Дима Певцов выступает за то, чтобы всякую пошлятину с телевидения убрать? И я его в этом поддерживаю, потому что уже надоело".

Современные трактовки классических пьес и правда поражают воображение. О них говорят, спорят и быстро забывают, потому что такие постановки легковесны и от глубокого первоисточника далеки, как Земля от Марса. Вот, к примеру, Ромео, надев модную по нашим временам кепку, идет развлекаться с друзьями в ночной клуб, о котором в средневековье понятия не имели. Видимо, о том, что герой молод и горяч, никак иначе не расскажешь.

Сергей Юлин, Заслуженный артист России, актер Забайкальского краевого драматического театра: "Если вы хотите что-то новое – напишите свою пьесу, свою современную пьесу и поставьте ее. И вам только за это спасибо скажут, чтобы она не уступала шекспировской. Но оставьте в покое тот классический текст, а если вы к нему прикасаетесь, то постарайтесь мозгами вскрыть что-то новое, что вас там действительно волнует".

Будем надеяться, что легковесная и бессмысленная "шелуха", которая порой воспринимается, как новый, свежий и необычный взгляд на классику, рано или поздно прекратит свое существование. На смену ей придут по-настоящему глубокие трактовки, дарящие надежду и веру в прекрасное.

Сергей Юлин, Заслуженный артист России, актер Забайкальского краевого драматического театра: "Вдохновение - это то, на чем вообще держится этот мир. Вдохновение – это посыл к творчеству и деятельности, к какому-то чистому, светлому, и это должно быть и будет, потому что человек – существо созидательное. И оно бесконечно, вдохновение. Я считаю, что театр никогда не умрет. Это живая, сиюминутная встреча актера и публики, которая пришла зачем-то, но она зачем-то пришла. Наверное, и посмеяться, и отдохнуть, и подумать, и поплакать. Если действительно актеры будут работать замечательно, то и будет вот это замечательное, такое чистое. Вот это и называется человеческой жизнью, тем, ради чего мы живем, ради чего мы любим, ненавидим. Все наши эмоции - театр их отображает".

Заканчиваем беседу с Сергеем Юлиным традиционным вопросом о творческих планах и мечтах. Ответ следует необычный.

Сергей Юлин, Заслуженный артист России, актер Забайкальского краевого драматического театра: "Сложно сказать. Если мне зададут вопрос: "Что бы ты хотел сыграть?" Я даже не знаю. Я никогда не знал, что я хочу сыграть. Мне всегда было интересно, что мне режиссер предложит, в чем он меня увидит. Мое это или не мое – это другая тема. Но сам я никогда не хотел чего-то конкретно сыграть. У меня есть мысли, нравится мне роль, я ее очень люблю, это Тевье-молочник из "Поминальной молитвы". "Вечер" мне очень нравилось играть Дударева. Более 80 ролей я сыграл. И на сегодняшний день я не могу сказать, что бы я хотел сыграть. Сейчас в моем возрасте интересно попробовать профессора Преображенского сыграть, Фому Опискина из повести "Село Степанчиково и его обитатели".

Скоро Забайкальский краевой драматический театр распахнет свои двери для посетителей. Этого момента с нетерпением ждут как зрители, так и артисты. Сергей Юлин признается, что для него это тоже будет событием волнительным и долгожданным, ведь впереди – новые спектакли, новые встречи с поклонниками и новые радостные эмоции!

 

Источник: Радио России-Чита (6 июня 2022)

Авторы: Мария Бова, Елена Костромина, Андрей Сергеев

Фото: Сергей Жарков

Добавить комментарий