Министерство культуры Забайкальского края

 

 
Драматический театр Забайкальского края
 
 

НОЧЬ В МУЗЕЕ ДЕКАБРИСТОВ

Посетителям рассказывали о том, как в определённые исторические эпохи происходили переломные моменты в жизни людей и общества. Программа включала в себя несколько мероприятий: театрализованная постановка, посвящённая войне 1812 года, презентация выставки к юбилею Петра I, выступление камерного ансамбля «ТЕТ-А-ТЕТ», пешеходные экскурсии от музея декабристов до площади Ленина, инсценированные встречи с жёнами декабристов. «Нетленна слава поколений»
Под таким названием представлена литературно-музыкальная композиция в исполнении артистов Забайкальского краевого театра драмы: Екатерины Рябовой, Алексея Заинчковского, Евгения Нимаева, Алексея Плетнёва, Алексея Карташёва, Алексея Тебенькова. В зале второго этажа на мини-сцене обстановка начала XIX века: старинная мебель, пианино фирмы «Шрёдер» второй половины XIX века, освещение от канделябров… Заведующая музеем Надежда Евгеньевна Баранова поприветствовала зрителей: «Мы собрались в необычное вечернее время, чтобы поучаствовать в акции «Ночь в музее». Нынче мы отмечаем двадцатилетие проекта «Театр под сводами музея». Актёры, сменяя один другого, рассказывают об Отечественной войне 1812 года, участии в ней будущих декабристов. Ведь эта война стала одним из исходных моментов декабристского движения. М.И. Муравьёв-Апостол говорил: «Мы были дети войны 1812 года. Жертвовать всем, даже жизнью, для блага Отечества было влечением сердца!». Именно поэтому война получила название Отечественной… Война началась для русской армии с трагического отступления. Русские войска под командованием Барклая де Толли и Багратиона отступали, завлекая французов вглубь России. Под Смоленском армии соединились и дали неприятелю первый крупный бой. В бою за Смоленск отличились своей храбростью будущие декабристы — М.С. Лунин, М.А. Фонвизин, А.Н. Муравьёв, М.Ф. Орлов, А.В. Ентальцев, Ф.Н. Глинка. Отступление русских войск вызвало резкое недовольство в армии. Барклая де Толли обвиняли чуть ли не в измене, в то время как он стремился уберечь армию от разгрома. Под давлением общественного мнения Александр I назначает главнокомандующим М.И. Кутузова. «Пришёл Кутузов бить французов», — говорили солдаты. Михаил Илларионович решил дать генеральное сражение на поле около села Бородино, находящегося в 12 километрах от Можайска и 108 километрах от Москвы. И назначил день и час битвы. *** Бой был длительный, кровопролитный. В общем водовороте событий выделялись два, как их называли, «действующих вулкана», на которые была сделана особая ставка командования и где битва носила особенно ожесточённый характер. Первый из них — Багратионовы флеши — укрепления на левом фланге русской армии, принявший на себя главный удар противника. Второй — самая высокая точка поля, курган естественного происхождения, хорошо укреплённый бастион в мощную огневую точку — батарея Раевского. Из опубликованных материалов о войне 1812 года издателя С. Селивановского: «В продолжении одиннадцати с половиной часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 тысяч человек, более 35 тысяч лошадей. Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки — всё в сей день стремилось к истреблению и сокрушению человечества. Смерть летала по всем рядам. Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла. Она вся была покрыта окровавленными трупами... Дым огнестрельных орудий, смешиваясь с парами крови человеческой, составил вместе облако, помрачившее самое солнце, и благодатная токмо ночь, ускорив в сей день свою темноту, положила ужасной сей сечи конец». В Бородинском сражении принимали участие 65 будущих декабристов. Среди них отличились М.И. Муравьёв-Апостол, И.Д. Якушкин, М.Ф. Митьков, В.Л. Давыдов, С.Г. Трубецкой. П.И. Пестель был тяжело ранен в бедро. Выжил чудом. На Балтике, в Либаве отличился будущий декабрист, мичман К.П. Торсон. М.И. Кутузов после Бородинского сражения скажет: «Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твёрдость духа российского солдата». И хотя русские продолжили отступление, они дали понять непобедимой доселе армии Наполеона, что готовы защищать свою Родину до последней капли крови. Наполеон позже напишет: «Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех… Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». На совете в Филях за столом заседают военачальники Кутузов, Дохтуров, Беннигсен, Раевский, Барклай де Толли. Решают, выгоднее ли сразиться под стенами священной Москвы или оставить её неприятелю. Долго идёт обсуждение. Наконец, Кутузов встаёт, говорит взволнованно: «С потерей Москвы не потеряна ещё Россия… Первой обязанностью поставлю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление… Самим уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю… Приказываю отступать!». 14 сентября русские войска покинули Москву. А с другой стороны к Москве подходила французская армия. Наполеон считал, что, если захватит Москву, то поразит Россию в самое сердце. Жители Москвы активно покидают свой город. Из 200-тысячного населения оставалось только 10 тысяч. Сгорело 80% всех домов столицы. Зайдя в Москву, французы чудовищно мародёрствовали. Тащили всё, что попадало под руку. Наполеону стало ясно, что захват Москвы не привёл к победе, армия деморализована. Предложение о мире русский царь проигнорировал. Оставалось одно: покинуть Москву. Начали отходить. 12 (24) октября состоялось жесточайшее сражение у Малоярославца. Город восемь раз переходил из рук в руки. С этого момента начался второй этап войны, когда инициатива перешла к русскому командованию. Но изгнание французов из России не означало окончания борьбы с Наполеоном. У него в повиновении оставалась почти вся Европа. Для своей безопасности Россия возглавила движение за освобождение европейских народов от французского господства. В январе 1813 года начался «Заграничный поход русской армии». Боевые действия переместились на территорию Германии и Франции. Итак, война окончилась взятием Парижа. Акт о капитуляции составил и подписал 31 марта 1814 года со стороны союзников будущий декабрист, флигель-адъютант императора Александра I, полковник М.Ф. Орлов, получивший за это звание генерала. Наполеон отрёкся от престола и был выслан на остров Эльба. В военных действиях и заграничных походах принимали участие более 100 будущих декабристов, среди них, кроме выше упомянутых, П.И. Фаленберг, А.И. Якубович, А.А. Крюков, Н.П. Репин, А.З. Муравьёв, М.М. Спиридов, В.К. Тизенгаузен, И.С. Повало-Швейковский, Ф.Б. Вольф, А.Ф. Бриген, Н.И. Лорер, В.И. Штейнгель и др. Своеобразный памятник героям войны с Наполеоном — Военная галерея Зимнего дворца: 332 портрета военачальников — участников кампании 1812-1814 годов. Но среди героев нет С.Г. Волконского. По приказанию Николая I он был изъят, как изображение государственного преступника. А ведь Волконский участвовал в 58 сражениях, совершал заграничные походы... В заключение — на экране — Бородинское поле. Осенью 1941 года на Бородинском поле, где проходила линия обороны, героически сражались с немецко-фашистскими захватчиками воины Красной Армии. Ныне на Бородинском поле рядом с памятниками героям Отечественной войны 1812 года стоят памятники героям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как наглядное свидетельство преемственности славных исторических традиций нашего народа. Выставка «Властелин судьбы»
В эти дни вся Россия отмечает 350-летие со дня рождения Петра I. Родился Великий реформатор 9 июня или 30 мая (по старому стилю) 1672 года. Образ царя-победителя занимает огромное место в творчестве А.С. Пушкина. Для поэта Пётр-«чудотворец исполин», «…мощный властелин судьбы»… Выставку, устроенную в вестибюле второго этажа, представила сотрудница музея декабристов Любовь Ивановна Носова. На стенах — в стеклянных рамах оцифрованные материалы из собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина — работы художников XVIII-XX веков: портреты Петра I и его современников, виды Петербурга, иллюстрации к поэмам Пушкина «Медный всадник», «Полтава», неоконченному роману «Арап Петра Великого». В стеклянных витринах — книги о Петре Великом, открытки с видами старого Санкт-Петербурга, статуэтка из бронзы Петра I, свечи в старинных подсвечниках, портреты А.С. Пушкина, В.А. Жуковского. Вальс, сладкая грёза, полька...
После ознакомления с выставкой Любовь Ивановна пригласила гостей в зал, где их ожидала встреча с замечательной музыкой в исполнении камерного ансамбля ТЕТ-А-ТЕТ Забайкальской филармонии имени Олега Лундстрема. Художественный руководитель ансамбля — заслуженная артистка Забайкальского края Людмила Свиридова. Группа в составе Аветика Геворгяна, Александра Земскова, Алексея Петунина, Захара и Фёдора Куклиных (2 кларнета, гитара, контрабас и ударные) исполнили три пьесы П.И. Чайковского, сонату для фортепиано и камерного ансамбля Моцарта, молитву «Аве Мария» Пьяццоллы, балладу «Путники в ночи» Берта Кемпферта, фрагменты из музыки Карла Свободы к кинофильму «Три орешка для Золушки». Партию фортепиано Людмила Свиридова прекрасно исполняла на музейном экспонате — пианино фирмы Шрёдер. Жёны декабристов
В заключение праздника «ожила» история жён декабристов. На театрализованных экскурсиях по музею «По страницам моих воспоминаний» Екатерина Трубецкая, Мария Волконская и Полина Гебль (в ролях женщин-декабристок — сотрудницы музея Надежда Баранова, Анна Перфильева, Любовь Потехина) поведали о себе, о своих любимых, о жизни до и после восстания. У каждой из них была своя история, но объединяло всех одно: подвиг любви и долга. Княгиня Трубецкая представила свою дочку Сашу, которая сыграла для всех музыкальную пьеску. Экскурсанты зашли в дом через дорогу, где когда-то жила Елизавета Петровна Нарышкина (сейчас — библиотека имени Нарышкиных), узнали историю и стали свидетелями того, как хозяйка дома взяла на воспитание новорождённую девочку Ульяну, от которой отказалась мать — молодая женщина из местных жительниц. На этом закончился праздник под названием «Ночь в музее». У многих остались приятные впечатления, работников музея благодарили за предоставленное удовольствие окунуться в историческое прошлое Забайкалья, России, послушать классическую музыку.

 

Источник: «Читинское обозрение» №23 (1715) // 08.06.2022 г.

Автор: Людмила Арзамасцева
Фото Максима Федосеева

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика