И на сей раз родная забайкальская погода не подкачала. Накануне, словно специально перед приездом почётных гостей, город омыло дождём. А на следующий день, 13 мая, с самого раннего утра на безоблачном небе светило ласковое солнце.
Под его ослепительными лучами,в ожидании прилёта самолета с московскими гостями на борту, на площадке перед зданием международного аэропорта шли последние приготовления. И вот, наконец, самолёт совершил посадку. К трапу поспешила группа встречающих, которую возглавляли губернатор края Наталья Жданова и директор Забайкальского краевого драматического театра Юрий Пояркин.
ТВОРЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ
Отведав хлеба-соли, почётный гость Юрий Соломин принял от руководителя «Забайкальских казаков» Нины Наконечной казачью нагайку. На следующий день, на торжественном открытии гастролей труппы Малого театра в Чите, Юрий Мефодьевич, упомянув о подарке, отметил, что нагайка – намёк на то, что власть должна быть жёсткой.
Но, думается, что в 1988-м году весь коллектив театра, единодушно избравший его на должность художественного руководителя, проголосовал за Соломина совсем за другие качества.
Одним из таких качеств, конечно же, можно назвать настойчивость в достижении поставленных целей. Но обо всём по порядку.
Нынешний художественный руководитель Малого театра родился в Чите 18 июня Т935 года в семье в музыкальных педагогов Зинаиды Ананьевны Рябцевой и Ме- фодия Викторовича Соломина. Они были прекрасными музыкантами. Мефодий Викторович свободно играл на всех струнных инструментах, а Зинаида Ананьевна была обладательницей хорошего голоса - меццо-сопрано. Но в результате болезни она получила осложнение и оглохла на одно ухо. Поэтому молодой семье пришлось покинуть Ленинград с его влажным и сырым климатом и вернуться в Читу. И хотя обучение в Ленинградской консерватории осталось незавершенным, тем не менее, чете Соломиных удалось реализовать себя в родном Забайкалье.
Мефодий Викторович открыл здесь такие музыкальные дарования, как Лхасаран Лодонович Линховоин - легендарный исполнитель партии Кончака в опере Александра Бородина «Князь Игорь», который впоследствии возглавил оперный театр Бурятии. Еще один ученик Мефодия Викторовича, Виктор Кулешов, нашел себя как высококлассный профессиональный музыкант. Он был солистом Одесского оперного театра, Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, руководил Казачьим народным хором.
А поскольку профессионалы профессиональны во всём, то, «отдыхая» от основной работы, Соломины-старшие организовали домашний оркестр, в котором каждому была отведена своя роль. Несмотря на наличие музыкального слуха и способностей, братья Соломины «пошли другим путём».
Немаловажную роль в выборе жизненного призвания в судьбе Юрия сыграло посещение Читинского драматического театра. Нет, не нынешнего, а старого, который располагался на улице бутина (между нынешней Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России и Торговым центром Grand City). Деревянное здание погибло в огне в начале 70-х годов прошлого столетия, а его кирпичный фасад с колоннами еще долгое время «взирал» на окрестности пустыми оконными глазницами.
Но у Юрия Мефодьевича с читинским театром связаны самые тёплые воспоминания. Обучаясь в младших классах, он попал на спектакль «Снежная королева». И самым большим впечатлением для маленького Юры оказался эпизод, когда актёры, исполнявшие роль разбойников, пронеслись по проходу между рядами с лающими собаками. Крики, лай - это было просто потрясающее впечатление!
ПУТЁВКА В ЖИЗНЬ
Став старше, Юрий увидел афишу спектакля «Любовь Яровая». Понятно, что «Любовь», но почему «Яровая», яровой-то может быть только пшеница? Такие вот мысли не давали покоя мальчику. И, наконец, он спросил об этом отца. Долго объяснять тот сыну ничего не стал, а сводил на спектакль. Конечно, Соломин-младший ожидал увидеть что-то другое. Но, тем не менее, впечатления остались. Юрий стал заниматься в театральном кружке при Доме пионеров (здание располагалось недалеко от кинотеатра «Удокан» по улице Ленина - П.Осипенко), участвовал практически во всех его постановках. А после просмотра документального фильма «Малый театр и его мастера», снятый к его 125-летию, Юрий Соломин поставил цель: во что бы то ни стало играть в этом театре. Тогда же он узнал и о Щепкинском училище. И по окончании школы вместе с отцом отправился в далёкую Москву.
Это сейчас до столицы, невзирая на расстояние, можно добраться с комфортом. А тогда, в 1953-м году, всё обстояло совершенно иначе. Ехали на паровозе, запасаясь кипятком на станциях. Но долгая дорога и усталость - ещё полбеды. Именно в 53-м, после смерти Сталина, была объявлена амнистия. И на свободу вместе с «политическим» выплеснулась волна, состоящая из уголовников всех мастей. Включая и карманников. Вот один из них и «подрезал» деньги у приезжих провинциалов. Оставшись без средств к существованию в большом, незнакомом городе, не верящем слезам, тем не менее, отец и сын Соломины не растерялись и прямиком направились к своей цели.
И в стенах Щепкинского училища им улыбнулась судьба в лице Веры Николаевны Пашенной, великой русской актрисы. Блестящий знаток традиций Малого театра и его устоев, сложившихся еще в те времена, когда Малый был частью Императорских театров, Вера Николаевна стала для Юрия Соломина по-настоящему крестной матерью. На протяжении многих лет она принимала самое деятельное участие в судьбе молодого артиста. Причем не только в театре, но и в кинематографе.
Именно благодаря съемкам в кино Юрий Соломин встретился с выдающимися режиссерами и актерами: Акирой Куросава, Оттакаром Ваврой, Михаилом Калатозовым, Марком Донским, Комаки Курихара, Жанной Моро, Мариной Влади... Можно просто перечислить некоторые картины, где он сыграл главные роли: «Адъютант его превосходительства», «Дерсу Узала», «Хождение по мукам», «Блокада», «Мелодии белой ночи», «Обыкновенное чудо», «Летучая мышь», «Сны о России», «ТАСС уполномочен заявить», «Московская сага». Есть ещё в этом списке и фильм «Даурия», в котором он снимался вместе с младшим братом Виталием Соломиным.
В НЕОФИЦИАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКЕ
Фильм «Даурия», снятый по мотивам одноименного романа Константина Седых, снимался в Чите и «её окрестностях». Многие читинцы помнят, как проходили съёмки или сами приняли непосредственное участие в них.
В частности, помню, как проезжая на такси мимо управления железной дороги, с интересом наблюдали за тем, как снимался один из эпизодов.
Центральной его частью была телега, заваленная мешками, на которых расположилась колоритная бабёнка. А в телегу была запряжена лошадка, полная неведения о значимости момента, которая преспокойно переминалась себе с ноги на ногу, жуя сено.
Спустя несколько дней моя матушка с видом заговорщицы прошептала: «Хочешь увидеть Соломина в неофициальной обстановке?» - и, выйдя из подъезда, мы КАК БЫ случайно профланировали туда-сюда мимо лавочки, на которой беседовали Юрий Мефодьевич и Зинаида Ананьевна (на которую с возрастом старший сын стал очень похож). Она на протяжении многих лет (до своего отъезда в Москву) проживала в одном подъезде с моей бабушкой в центре Читы.
Не знаю, посетил ли Юрий Мефодьевич этот двор во время своего нынешнего визита, но он с таким живым интересом рассказывал о своих «изысканиях» в городе своего детства! Например, о том, как искал родильный дом, где родился его младший брат. По воспоминаниям Юрия Мефодьевича. Это был большой дом с колоннами. И вот, наконец. Его поиски увенчались успехом. Каково же было его удивление и сопровождающего его актёра театра Василия Бочкарёва, что в разыскиваемом здании, словно по иронии судьбы, оказалось. .. Министерство культуры края... И действительно, на протяжении многих лет, вплоть до недавнего времени, здесь располагалось отделение родильного дома.
Оглядевшись по сторонам, Юрий Мефодьевич со знанием дела отметил, что помещение нуждается в основательном ремонте. С чем и предложил свою помощь и участие.
В день официального открытия гастролей, а на следующий день во время встречи с журналистами, наш земляк также выразил готовность содействовать взаимному сотрудничеству Малого и Забайкальского драматического театров.И такое положение дел настраивает на оптимистичный лад.
И если во время встречи в аэропорту Юрий Мефодьевич выглядел уставшим, а на сцене театра в официальной обстановке - был серьёзным и деловитым, то на встрече с прессой у него в глазах светился озорной огонёк. И, казалось, он был готов бесконечно рассказывать про культуру, про корифеев Малого театра, про добрые отношения и своих собак и кошек, с которыми разговаривает по душам. Да, и ещё про Малый театр, который стал для него делом всей жизни.
Автор: Ирина Бусарова
"Эффект" №20 (16 мая 2017 г.)