Министерство культуры Забайкальского края

Купить билет

Драматический театр Забайкальского края
 
 

Три комедии Островского

С 14 по 19 мая в Чите прошли гастроли Государственного академического Малого театра в рамках программы «Большие гастроли 2017» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ. В это время можно было запросто встретить художественного руководителя театра народного артиста СССР, лауреата Государственных премий Юрия Мефодьевича Соломина на читинской улице во время одной из многочисленных его прогулок или на его творческой встрече в Доме офицеров, в школе №5, где учился наш знаменитый земляк, или во дворе драматического театра, где он за разговорами ждал своих артистов со спектакля.
«Вот это - настоящий театр! - воскликнула после спектакля «Волки и овцы», который закрывал гастроли, народная артистка РФ, лауреат Государственной премии России Людмила Полякова. - Вы очень искренние, мы это почувствовали! И вы поняли, что мы точно такие же! Все наши страсти, все эмоции - всё открыто, поэтому и произошел этот контакт! Мы незабываемо встретились». И читинские зрители поддержали ее бурными аплодисментами. Шесть дней Малый театр пробыл на гастролях в Чите – шесть вечеров в зале невозможно было найти свободного места. Известных артистов во главе с Юрием Соломиным ждали в Чите с нетерпением, более пяти тысяч человек пришли на спектакли – и расставаться никому не хотелось.

«Дом Островского» – а именно так называют Малый театр – конечно, привез в столицу Забайкалья три комедии Александра Островского: «Сердце не камень», «Не всё коту масленица» и «Волки и овцы». На пресс-конференции, посвященной открытию гастролей, журналисты почти не спрашивали об этих спектаклях, а гости Забайкалья говорили о возможном взаимодействии забайкальского драматического и Малого театров, о необходимости поддержки актеров, о Чите и, конечно, об Островском.
– Александр Островский - это правильный русский язык, богатый, звучный, – прежде всего отметил Юрий Соломин. – Даже иностранцы приходят в Малый театр, чтобы послушать, как надо правильно говорить.
– Зрителю нужны спектакли, в которых есть сопереживание, – поддержал своего учителя и друга народный артист РФ, лауреат Государственных премий Василий Бочкарёв. – В слове Островского, его сердечности есть то, что привлекает зрителя.

На пресс-брифинге, завершающем гастроли Малого театра, с народными артистками РФ Евгенией Глушенко и Людмилой Титовой, с заслуженным артистом РФ Виктором Низовым журналисты успели поговорить о Чите, гастролях, спорте, современной драматургии, качественных фильмах и об особой потребности зрителя в развлекательном зрелище.

И все же основными событиями этих шести дней были три спектакля. В них на читинскую сцену вышли почти 80 лучших артистов Малого театра. Многие из них – ученики Юрия Мефодьевича Соломина.
Миг художника – то самое время, когда открывается занавес и еще не начинается действие – во всех трех спектаклях удался. Декорации, максимально подробные, словно выхваченные из той, островской, эпохи, когда богатые купцы женились на молоденьких бедных девушках, грешили направо и налево, стараясь замолить грехи перед смертью, а молодые бездельники пытались всеми правдами и неправдами урвать свой кусок пирога в завещании, нередко проходя по головам честных людей. Кажется, ситуация вполне ложится на сегодняшний день, но Малый театр рассказывает эту историю словами Островского без сокращений и изменений («Сердце не камень»). Рассказывает среди старинных шкафов, конторок, круглых столиков и стульев с резными ножками, среди витражных стекол, в цилиндрах и фраках, с моноклями и часами. Темные, глубокие цвета – поглощают, не дают воздуха, как не хватает его умирающему самодуру, хитрому и азартному купцу Каркунову. В исполнении Василия Бочкарёва, концентрирующего мощную энергию к финалу истории, он затевает последнюю, но уж точно не самую легкую, игру, выбирая будущего наследника состояния, будто жертву, во всем подвластную пока еще живому хозяину. Хозяину физически очень даже бодрому, но вот тягучее, мрачное действие будто происходит уже в кромешном аду, из которого так стремится выкупить свою душу Каркунов. Это пространство вмиг наполняется нервным чертовским возбуждением с появлением племянника Константина, постоянно подстегивающего свое состояние то ли нюхательным табаком, то ли наркотиками. Каждый такой момент приводит молодого человека к все большей одержимости – идею захвата миллионного состояния он воплощает в жизнь все более спонтанными действиями, непрестанно мечется по сцене, захватывая для начала новые пространства.

Динамика, эмоциональность и неповторимая пластика Глеба Подгородинского выгодно выделяются и в другом спектакле гастрольной афиши – «Не все коту масленица». Значительно более светлый и легкий спектакль, названный по первой части известной половицы, читинцы увидели вскоре после московской премьеры. То же масштабное оформление сцены с множественными деталями – вплоть до узора на ставнях. Теперь перед зрителями – комната, обставленная небогато, выход в прихожую, обставленную еще скромнее. Сиреневые, в мелкий узор, занавески – в тон им мебель. На второй акт декорации меняются – поворотный круг помогает мигом перенестись в богатый дом купца Ахова, где двустворчатые двери венчают львы, в золоченых рамах висят портреты по стенам, а на фоне персикового тона мебели особенно величественно выглядит сам купец, меняющий дорогие жилетки. Режиссерское распределение ролей в этой живой и яркой постановке смещает акценты – если в пьесе Островского за руку и сердце Агнии борются старый богатый купец и бедный молодой приказчик, то в спектакле оба актера примерно одного возраста. Виктор Низовой не стремится играть старость, а значит и выбор жениха у молодой девушки зависит только от внутренних мотивов, никак не внешних. Этот ход, несмотря на традиционное решение спектакля, обостряет проблему, приближает и без того злободневный конфликт к нашему времени, а тщательно проработанные характеры обеспечивают логику происходящего. С блеском, живо и естественно разыгрывают историю артисты, добавляя нарочитой комичности и легкости всему веселому действу – смех в зале не стихал! – всё же завершающемуся дидактически.

Последней в череде комедий Островского читинцы увидели легендарный спектакль «Волки и овцы», уже приезжавший в столицу Забайкалья 20 лет назад в другом составе. Кулисы, задник, падуги расписаны под лес, величественные колонны образуют нечто вроде арки, а помост с тремя ступенями по периметру одновременно может служить и спальней с огромной кроватью, и чем-то вроде сцены для массивного кресла помещицы Мурзавецкой. Одна из самых известных пьес Островского не нуждается в пересказе. Актерский состав – почти все народные или заслуженные артисты. Мурзавецкая в исполнении Людмилы Поляковой, ее бедная родственница – Людмила Титова, богатая вдова Купавина – Евгения Глушенко, барин Лыняев – Борис Невзоров, бывший член суда Чугунов – Владимир Дубровский, его племянник – Виктор Низовой… Остроумные, обаятельные – они делают спектакль легким, несмотря на всю серьезность темы. Они могут позволить себе импровизированные отступления, исполненные блестяще и с юмором.

Сильные, тщательно сделанные, точно выверенные актерские работы – одна из отличительных черт спектаклей Малого театра вместе с традиционным решением и классическим репертуаром. Наблюдать за актерской игрой мастеров – особое удовольствие. И потому Малый театр встречали и провожали овациями, долго не отпуская любимых артистов со сцены.

 

Автор: Ксения Раздобреева

Источник: "Культура Забайкалья" №5 (31 мая 2017)

Добавить комментарий