Министерство культуры Забайкальского края

 

 
Драматический театр Забайкальского края
 
 

«Братство, что сильнее языка, религии, расы»

20 февраля — важная дата в театральной истории Забайкалья. Ровно 80 лет назад — в 1940 году — на сцене Читинского областного драматического театра им. ХХ-летия ВЛКСМ состоялась первая местная премьера — спектакль по пьесе Льва Славина «Интервенция».

Как отмечал автор газеты «Забайкальский рабочий» В. Владов в номере от 22 февраля 1940 года, с премьерного показа начался новый этап творческой жизни театра, который перешел от повторения спектаклей, поставленных в период работы в Куйбышеве, к созданию собственного нового репертуара. Как говорится в публикации, премьерная постановка имела огромный успех у читинских зрителей.

По словам автора «ЗР», «Интервенция» — очень трудная, серьезная пьеса об интернациональной солидарности трудящихся, о героической, самоотверженной работе одесских большевиков в период гражданской войны и интервенции.

Как сообщается в открытых источниках в сети Интернет, «Интервенция» — это пьеса в четырех действиях, двенадцати картинах, написанная Львом Славиным в 1932 году, являющаяся в наше время одним из классических произведений советской драматургии. К 1932 году в творческом активе автора, родившегося и выросшего в Одессе, было несколько рассказов и роман «Наследник», не принесший литератору широкой известности. В год написания пьеса Славина под названием «Иностранная коллегия» была опубликована в журнале «Локаф». В основу сюжета драматургического произведения легли реальные события: оккупация Одессы войсками Антанты в 1919 году и подпольная борьба одесского областного комитета КП(б)У. Для антивоенной пропаганды среди иностранных солдат при подпольном обкоме была создана специальная группа — Иностранная коллегия. Глава Одесского обкома Иван Смирнов, он же Николай Ласточкин, послужил прототипом главного героя пьесы — большевика Бродского, член подпольной организации Софья Соколовская воплотилась в образе Орловской, а француженка Жанна Лябурб — в образе Жанны Барбье.

Свое известное название пьеса получила в 1933 году, когда была опубликована в Москве и впервые поставлена в театре им. Вахтангова. Постановка нашла отклик в сердцах московских театралов и принесла славу драматургу.

Многие десятилетия «Интервенция» не раз ставилась на сцене в разных театрах страны. В 1967 году режиссеру Геннадию Полоке поручили экранизировать пьесу, однако результат не понравился не только партийным чиновникам, но и, по некоторым свидетельствам, даже самому драматургу.

По оценке автора «Забрабочего», на читинской сцене пьеса была поставлена хорошо. В спектакле чувствовался «подлинный рост молодого актерского коллектива». Тем не менее постановка не была лишена и ряда недостатков — «не всегда идет в нужном темпе, не все персонажи удачны».

«В 1918-1919 годы. Большой южный портовый город. Сюда Антанта посылает войска для того, чтобы раздавить молодую Советскую республику. Одесские большевики, выполняя волю партии, ведут большую агитационную работу среди французских и цветных войск Антанты, — описал сюжет постановки В. Владов. — Плоды этой работы огромны: солдаты отказываются воевать с русскими рабочими и крестьянами. Вместо огня и крови между ними возникает братство. Оно оказалось сильнее языка, религии, расы. Апофеозом интернационального братства и солидарности звучит концовка пьесы — несколько французских солдат остаются в Советской России, обретя здесь свою настоящую родину».

По мнению корреспондента «ЗР», автор пьесы правдиво показал «омерзительные типы французских офицеров, кичащихся своими победами и трусливо удирающих от отрядов разутых, почти безоружных партизан, дал колоритные фигуры мира одесской буржуазии и одесских бандитов, облепивших один из последних оплотов русской контрреволюции». При этом публицист подчеркнул, что в пьесе представлены замечательные образы большевиков, героически, в условиях глухого подполья работающих над перевоспитанием французских солдат.

Публицист считает, что артистам областного драмтеатра удалось создать яркие и запоминающиеся образы большевиков — Бродского (арт. А.С. Серняев), Жанны Барбье (К.И. Троянова), Степикова (Н.А. Иванов). «Это сильные, волевые люди. Смело смотрят они в лицо опасности и даже смерти», — отметил Владов.

Также, по наблюдению автора, интересны и образы французских солдат, среди которых особенно выделяется Жув, которого представил на сцене артист Н.В. Майоров, ведущий «эту роль с большим подъемом, показывая подлинно южный темперамент».

При этом о работе некоторых артистов в данной постановке автор публикации отозвался далеко не лестно. В частности, не пришлось ему по душе исполнение актрисой Т.Н. Кузнецовой роли алчной и грубой банкирши, которая вышла у артистки «недостаточно сочно». Также, по мнению публициста, не удались театральной труппе эпизодические персонажи и массовые сцены, в которых были заняты ученики молодежной студии, организованной областным отделом искусств в 1939 году. «Весь год с ними не работали, и они очень неуверенно чувствуют себя на сцене», — допустил критическое замечание Владов.

Зато автор выделил работу над спектаклем постановщика Е.Н. Белова и художника В.Г. Тамань. «Впервые за время работы театра спектакль идет в хорошем, хотя и несколько громоздком оформлении. Кстати, громоздкость оформления надолго затянула спектакль», — отметил он.

В целом же «Интервенция» оставила хорошее впечатление у публики. По убеждению Владова, коллектив театра показал, что способен создавать серьезные художественные спектакли. С выходом «Интервенции» театр вступил в «полосу новой, яркой, интересной работы над новыми произведениями советской драматургии».

 

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика