Министерство культуры Забайкальского края

Купить билет

Драматический театр Забайкальского края
 
 

Фестиваль "Золотая маска" в Чите. Спецрепортаж

На сцене Забайкальского краевого драматического театра целую неделю со 2 по 9 октября работали именитые режиссеры, сценаристы и звезды не только больших сцен, но и кино. "С любимыми не расставайтесь", "Шведская спичка", "Лада, или Радость" - постановки были презентованы зрителям.

Лариса Змитрук, корреспондент: "Программа "Золотая маска в регионах" работает уже 18 лет. Благодаря этому уникальному культурному проекту спектакли-номинанты и лауреаты премий смогли побывать более чем в 50 регионах нашей страны".

2 октября открыл череду ярких постановок Московский театр юного зрителя со спектаклем по пьесе Александра Володина "С любимыми не расставайтесь". Это действо, сотканное из нескольких произведений драматурга, объединенное темой одиночества, любви и потери. Житейская история о мужчине и женщине, о трудностях и недоверии, о компромиссе и надежде. Пожалуй, каждый может узнать в работе режиссера себя или своих близких. А потому пьеса, что называется, на все времена.

- Расскажите суду, что у вас там случилось. Несходство характеров, невозможность создать семью, нет ничего общего. Пьет? Понятно.

В маленьких, почти документальных фрагментах судебных бракоразводных процессов, использованных в пьесе, в каждом слове, жесте, взгляде - настоящие неподдельные чувства и эмоции. Органичные и трогательные. София Сливина - актриса Московского театра юного зрителя, исполнительница одной из главных ролей, признается: каждая работа в театре - это маленькая жизнь, а гастроли - проба пера на широкую аудиторию.

София Сливина, актриса МТЮЗ г. Москва: "Выпустили спектакль мы в 2013 году, следовательно, это уже пятый сезон начинаем. Меняется все, конечно. Я становлюсь другой в жизни, и это все перетекает на сцену естественно. Спектакль любимый еще и потому, что мы много гастролируем и с "Маской" мы ездим по России и не только с "Маской" и, конечно, на гастролях спектакли крепчают, скажем так".

И первый же спектакль, как и предполагалось, прошел с аншлагом. Артисты выходили на поклон несколько раз.

- Где-то даже себя узнавала. Свои какие-то ситуации жизненные. И со стороны посмотрела и увидела, где мы не правы. И правильно, видимо, говорят: "С любимыми не расставайтесь".
- В целом там говорится, что у нас есть в жизни комплексы, не дают нам быть счастливыми, любимыми. Мне кажется, эту мысль понимают все поколения.

Выбирали спектакли для Читы особенно тщательно, они должны были отвечать множеству требований. В том числе по подбору декораций. Наверное, поэтому большинство московских гостей сохраняли минимализм в оформлении. Но это никак не сказалось ни на качестве постановок, ни на игре актеров.

Кира Артамонова, руководитель отдела по работе с партнерами фестиваля "Золотая маска": "В проект мы включаем спектакли, которые были номинантами и лауреатами "Золотой маски" разных лет, то есть это не будущее, а уже то, что было оценено театральными профессионалами некоторое время назад. А параметры оценки, всегда это аплодирующие зрители и счастливые лица".

А уже 5 октября на забайкальскую сцену поднялся Московский театр наций, в Чите зажглась "Шведская спичка" - постановка по Антону Чехову.

Режиссер Никита Гриншпун поставил действительно легкий и очень веселый спектакль. Несмотря даже на то, что в его канве - история расследования убийства господина Кляузова уездным следователем и его помощником. Запутавшись в азарте страстей и версий эти деятели чуть не упекли за решетку всех местных жителей. Каково же было удивление главных героев, когда тело было найдено живым. Безукоризненно четко и со вкусом подан спектакль, и заслуживает звания "лучший" в гастрольном списке "Золотой маски" - таков вердикт зрителей.

Наталья Яневская, руководитель регионального отдела фестиваля "Золотая маска": "В этом спектакле каждый актер исполняет несколько ролей, и самое прекрасное, что зритель не видит сложности, с которой артисты работают, это все выполняется очень легко, не натужно, с азартом, вот артист играет станового, а через несколько секунд этот же артит играет левую ногу лошади".

Фарс, водевиль, цирк, студенческие этюды и театральный капустник - всё это есть в "Шведской спичке", причём переплетается самым неожиданным и причудливым образом. События буквально пролетают перед зрителем - одно за другим, да ещё и под звуки небольшого оркестра, в его составе - сами же актеры, играющие на различных инструментах и даже поющие.

Еще один нюанс: отсутствие декораций. В спектакле задействован минимум реквизита, но обыгран так ловко и умело, что ничего лишнего и не требуется. Характерно для Театра наций и как таковое отсутствие постоянной труппы. Роли в "Шведской спичке" играют однокурсники. Для них работа над этим материалом была дебютной в театральной судьбе каждого.

Елена Николаева, актриса Театра наций: "Дело в том, что этот спектакль, так получилось, что он практически открыл новый Театр наций. Когда пришел Евгений Витальевич Миронов художественным руководителем, так получилось, что мы там репетировали. Он пришел, а мы ему - бац - и спектакль показали. И он его взял".

Наталья Ноздрина, актриса Театра наций: "Идет он уже 13 лет. И его не собираются снимать. Всем нравится".

Кстати, "Шведская спичка" была номинирована на "Золотую маску" в 2009 году, "Лучший спектакль в драме", "Лучшая мужская роль". Сами актеры признались, неважно в каком городе показывать спектакль, потому что выкладываться приходится на все 100. 

Дмитрий Журавлев, актер Театра наций: "Абсолютно нет разницы, где работать, потому что ребята все профессионалы, каждый отвечает сам за себя, но при этом это замечательная команда. Поверьте, для нас нет разницы, где мы играем - в столице или в городе Чите".

Евгений Ткачук, актер Театра наций: "Конечно, даже интереснее играть в каком-то другом городе. - А у нас тоже столица, кстати! - Тем более, в другой столице".

И эта другая столица приняла московский гостей на ура! Свободных мест не было, а билеты были раскуплены за пару дней.

- Просто на одном дыхании. Полтора часа на одном дыхании, очень понравилось. Прямо в то время попала.
- Мне очень понравилось режиссерское решение: очень интересно и необычно. Очень яркая постановка и хорошая актерская игра.

Лариса Змитрук, корреспондент: "Золотая маска" - это более сотни проектов в разных городах, нестандартные режиссерские решения, идейные художественные замыслы и блестящая игра актеров. И самое главное - это отличная возможность увидеть в своем городе лучшие постановки, покорившие зрителей практически всей страны".

Не стал исключением и спектакль режиссера Марии Брусникиной, который вошел в Long List премии "Золотая маска" "Лада, или Радость" по прозе Тимура Кибирова. К слову, сам автор известен как раз стихотворной формой изложения. Проза - первая проба пера, вышедшая в свет на сцене Российского молодежного театра в Москве.

- Если ты еще не в курсе, я скажу тебе, читатель, все зависит от контекста, все буквально, даже я. Вне контекста, к сожалению, не бывает ничего.

А начинается "Радость" с собачьего воя.

Завывает собачонка Лада, которую играет блистательная актриса Нелли Уварова и с каждой минутой убеждает зрителя, что она - то самое домашнее четвероногое, которое осталось без хозяйки - подростка Лизы. Но все же пригретое сердобольной бабой Шурой, обремененной к тому же другой животиной - наглым котом Барсиком. Действо происходит в заброшенной деревне без окон и дверей. Несколько образов и характеров сочетают в себе актеры. Весь колорит и натурализм жизни в причудливых мизансценах. Минимум декораций - максимум деталей и жестов, немые и фактурные перевоплощения. Здесь нет отрицательных амплуа, зато в избытке подлинность персональных характеров. Постановка со знаком 18+ для взрослого зрителя. Колкие фразы и смелые выражения создают весь неподдельный, реальный мир.

- Ну какой Рекс, это ж сука. Ааа, и в правду сука.

Нелли Уварова, актриса Российского академического Молодежного театра г. Москва: "Этот спектакль в Москве сложнее играть, чем когда мы выезжаем на другие площадки, объясню почему. Потому что жители - персонажи этого спектакля, жители глубинки, умирающей деревни. И московскому зрителю искушенному, как вы сказали, который приходит в театр за чем-то эдаким, бывает сложнее раскрыться, превратиться в детей, не смущаться того, что и справа и слева сил, поэтому с этим спектаклем особенно радостно выезжать. Потому что здесь мы быстрее как-то отклик находим. Отклик зрителей, они, мне кажется, более открыты".

Не все дается так просто, как кажется, - признаются актеры. Гастроли - это каждый раз новый зритель, новая сцена и иные ощущения.

Татьяна Матюхова, актриса Российского академического Молодежного театра г. Москва: "На самом деле это ведь очень здорово, ведь нам тоже приходится пристраиваться каждый раз к этой атмосфере, к этим зрителям пристраиваться, потому что здесь очень важен этот обмен и поэтому мы сейчас как-то именно обжили эту площадку и теперь со зрителями будем обживать".

Нелли Уварова, актриса Российского академического Молодежного театра г. Москва: "В данный момент прямо артисты импровизируют, потому что понимают, в этой мизансцене света нет, перехожу сюда, поэтому мы все время ловим друг друга, и для этого спектакля это плюс".

"Лада, или Радость" - игра в некий постмодернизм, это и авангард, и суровые реалии. Спектакль не похож ни на какой другой. Возможно, потому и воспринимается иначе. Такой рвущий душу "С любимыми не расставайтесь", искрометная, юморная и приободряющая "Шведская спичка" и совсем на грани - "Лада". Актеры работают не только, что называется, напоказ, но и очень контактно соприкасаются со зрителями. Такой некий переход в зрительный зал. Но вдумчивая читинская аудитория, конечно, оценила всю философию жанра.

- Чем спектакль привлек: тем, что несмотря вот на саму форму такую авангардного спектакля, он получился довольно лиричным в силу того, что в спектакле показаны судьбы разных людей.
- Сейчас было шедеврально, необыкновенно, завораживающе, впечатления просто сумасшедшие, на самом деле. В этом спектакле конечном да, которым заканчивались гастроли, сложилось все. Все было достойно, здорово, нам понравилось.

Кроме спектаклей в Чите также прошел семинар для журналистов под руководством театрального критика и арт-директора московского Центра имени Мейерхольда Елены Ковальской. И тренинги по сценической речи для забайкальских актеров провел артист Российского молодежного театра Алексей Блохин.

Наталья Яневская, руководитель отдела региональных проектов фестиваля "Золотая маска": "Нам очень важно проводить не только спектакли, но и серии таких мастер-классов, потому что, конечно же, образовательная программа очень важна для нас. И я думаю, что для регионов она тоже важна. Этот обмен опытом, учение, мы все учимся постоянно и это очень актуально".

Фестиваль "Золотая маска" успешно прошел в Чите, организаторы и спонсоры выразили желание продолжать начатое.

Константин Вересов, представитель ГРК "Быстринский" "Норникель": "Со своей стороны, со стороны компании мы можем заверить, что это не единичное мероприятие, и в дальнейшем мы будем поддерживать и ваши инициативы, и сами что-то будем привносить новое, поэтому все впереди".

Юрий Пояркин, директор Забайкальского краевого драматического театра, заслуженный работник культуры России: "Объявленный президентом Год театра - 2019 год, мы его уже подхватили. И будем нести в следующий год. Замечательные события, которые в Чите проходили, это и гастроли театра Маяковского и Калининградского театров, и Иркутский театр, мы ездили на гастроли. В общем, в этом году Чита и Забайкалье не обижены театральным искусством".

Андрей Бочкарников, заместитель министра культуры Забайкальского края: "Запланированы гастроли очень интересных и значимых театров, в мае приедет Московский губернский театр под управлением Сергея Безрукова. Запланирована новая форма для нашего города - это фестиваль уличных театров".

Любимцы публики, актеры и режиссеры поблагодарили зрителей за теплый прием, а также выразили желание вновь вернуться в Забайкальский край уже в ближайший год. В 2019-м "Маска" будет праздновать свое 25-летие.

Лариса Змитрук, корреспондент: "Фестиваль "Золотая маска" полюбился читинскому зрителю. Три разных спектакля, три таких необычных театра и масса положительных и теплых эмоций. Организаторы фестиваля надеются, что привозить "Золотую маску" в Читу станет доброй традицией".

 

Смотреть спецрепортаж "Фестиваль "Золотая маска" в Чите" по ссылке

 

Источник: "Россия 24" (12 октября 2018)

Автор: Лариса Змитрук

Добавить комментарий