Министерство культуры Забайкальского края

Купить билет

Драматический театр Забайкальского края
 
 

Почти капитальная перегородка

Первым спектаклем Фестиваля «Золотая маска» в Чите стал «С любимыми не расставайтесь» выдающегося режиссера МТЮЗ Генриетты Яновской. Для спектакля она взяла одну из самых известных пьес Александра Володина.

Сочного зеленого цвета трава заполняет всю сцену и «переливается» по наклонному планшету через край – к ногам зрителей в первом ряду. Предметы советского быта замерли так, будто только что совершали хаотичный круговорот – не зная законов земного притяжения, парят в воздухе старый велосипед, обшарпанный стул, какой был у каждого советского человека, и крашеная лавочка, возможно, из соседнего парка. Позже разнесутся по зеленому лугу одежда, телефонные аппараты, фотографии, снятые с бельевой веревки – и она прогнется под тяжестью белья, исступленно выжатого главными героями. Так же неуправляемо вокруг судьи проносятся пары, желающие развода. Подвыпивший интеллигент из последних сил держит лицо и жалуется на «разный культурный уровень». Молодая женщина под пристальным взглядом матери хвастливо признается, что муж, сам еще запуганный мальчик, жестоко оскорблял её. Взаимные обвинения простоватой пары превращаются в ролевую игру. А судья всё сидит и зачитывает такие же затертые фразы о семейной жизни, как та конторка, за которой она провела, кажется, всю свою жизнь. И прибавляет: «Все с ума посходивши». Эти короткие юмористические сценки снижают пафос спектакля, в котором у главных героев всё всерьез. В котором Митя по траве бежит к Кате. Резко распахивает старую деревянную дверь. Та шатается от каждого прикосновения, потому как нет никакой опоры, кроме косяка. Нет опоры и у героев. Они попадают в свою круговерть – развод, страдания, ревность, сумасшедший дом. И невозможность разрушить преграду между собой и любимым человеком, преодолеть самого себя. Недаром Митя все время держит руки в карманах брюк – судорожно пытается удержаться и не коснуться жены, не сделать первый шаг к примирению, не показаться слабым.

Пьеса почти полувековой давности, созданная для психологического театра, решена Генриеттой Яновской гротескно, приподнята над миром обыденности. Быт становится бытием, шепот переходит в крик, однажды сказанное повторяется трижды – каждый раз громче и всё более вдаль, словно в космическое пространство. Драматург Александр Володин любил людей. Режиссер пытается до людей достучаться, и как обычно она это делает – громко и смело, не щадя зрителей, сопровождая напряженные сцены невыносимо лиричной музыкой (узнаваемая мелодия современного японского композитора из мелодрамы Вонга Карвая «Любовное настроение»).

Ирреальное пространство Сергея Бархина, постоянного соавтора Яновской, уносит зрителя в мир, подобный кэрролловскому: с перевертышами и бесконечным пятичасовым чаепитием. Здесь все реальное нереально, и наоборот. Это мир всеобщего сумасшествия, где все хаотично, люди теряются в избытке предметов, эмоций, слов, выпирающих, как вещи из переполненного чемодана Кати. И потому герои спектакля одновременно вместе и порознь, локации обозначены, но не ограничены – наше воображение рисует границы там, где их, по сути, нет. Как у двух сестёр, которые построили в комнате «почти капитальную перегородку», за которой почти ничего не слышно. Только эта перегородка – у нас в голове. И ад, и рай – у нас в голове.

Непривычная интерпретация советской классики открывает читинскому зрителю новые возможности старого театра большой формы. И «перегородка» между зрителем и сценой окончательно рушится вместе с общим криком всех героев: «Я скучаю по тебе!».

 

Автор: Ксения Раздобреева

Источник: "Культура Забайкалья" №10 (31 октября 2018 года)

Фото: Александр Иванишин

Добавить комментарий